Список форумов Форум Борзые Караси Форум Борзые Караси
Россия. Сибирь. Кузбасс. Кемерово. Походы, туризм, экстрим, активный отдых, спорт, приключения и путешествия. www.borziekarasi.ru
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Усть-Муны-Акташ-Коо и обратно. Немного Горного Алтая 08.2015

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум Борзые Караси -> Отчеты, дневники и рассказы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
mangust
Икринка
Икринка


Зарегистрирован: 02.10.2013
Сообщения: 6
Откуда: берутся земляки

СообщениеДобавлено: Вт Мар 22, 2016 13:51    Заголовок сообщения: Усть-Муны-Акташ-Коо и обратно. Немного Горного Алтая 08.2015 Ответить с цитатой

Мотивы: Автопоездка на Байкал два года назад, очередной валютный кризис и желание отдохнуть. Не нужен нам берег турецкий за ценник убойный такой)).
Август – не самое курортное время на Горном Алтае, и прогноз погоды обещал хорошо если половину солнечных дней на время отпуска. И все-таки мы здесь.
Дорога.
Грунтовку Таштагол-Турочак мы исследовать не стали, а сунулись знакомым ходом через Ельцовский район. Новокузнецк-Кузедеево проходится без проблем в любую погоду, а вот Ельцовский район, а именно Последниково, Ельцовка и Мартыново с сопровождающими дорогами – серъезное испытание прочности ходовой части. Тем противнее полосы отремонтированного асфальта. Тем заметнее плывущий под волнистой разметкой асфальт разной степени свежести. В общем, неизвестно, как ехать хуже. Но этот район по качеству дорог самый позорный за весь маршрут, однозначно. И все равно поля подсолнухов, чистота неба, и все равно здесь уже красиво. Вот они, первые точки табуретной торговли вениками, молоком, медом (подмор, оббитый с радиатора соседского КАМАЗа в комплекте строго обязателен) и медовухой (пасеки нет, а медовухи навалом). Ельцовский район переходит в Целинный, дорога помаленьку разглаживается, но расслабляться рано - впереди Бийск, предпоследний оплот городской цивилизации по пути на юго-восток, считая Горно-Алтайск. После урбанизированного на 55 % Кузбасса Алтай вообще и Алтай горный особенно здорово удивляют. Во-первых, численность населения всего Горного Алтая едва переваливает отметку в 200 000 человек. То есть на территории почти равной Кемеровской области живет народу примерно как в одном Прокопьевске. При этом населенных пунктов тут немало - вдоль трактов, вдоль дорог, вдоль рек и гор. Просто живут здесь не так скученно. В качестве районных центров – села, занятия большинства жителей связаны с природой края. Народ все больше привязан к природному ресурсу напрямую, а не через предприятия.
Отвлекся. Проезд через город Бийск, предпоследняя на маршруте заправка ГПН, полный бак плюс канистра 20 литров аварийного запаса. Итак, Майминский район республики Алтай, табуретная торговля централизована в ярмарки в населенных пунктах. Сростки, первый объект паломничества туристов и почитателей таланта Василия Шукшина. Вторая достопримечательность пункта - знаменитые сросткинские драники в песью голову калибром с рубленым мясом внутри.
Альбатрос. Майминский район ближе к Катуни от Сросток до Усть-Семы наполнен слегка Сочинской атмосферой – сувенирные ярмарки, съемное жилье, турбазы, кемпинги, мараловые хозяйства. Здесь, после Соузги (поездка в 2011 году) в поселке Усть-Муны будет наша первая стоянка, турбаза Альбатрос. Уютные двухэтажные коттеджи по четыре двухместных номера на дом. Замечательная баня.
Мы за четыре года до того были в Майминском районе, но дальше Известкового и Тавдинских пещер не ушли. А тут вот сразу и за предел. Мы ведь как себе думали - раз здесь тракт идет между Катунью и скалами, так дальше будет все вверх и вверх. А там вариантов много.
Чемал для нас развернулся туристической поездкой на ГЭС, Патмос и прогулкой по козьим тропам. Вот вам и горный поход ультралайт, и Рериховские виды, и шикарное устье, где темно-зеленый Чемал метров триста полосует белесоватую Катунь (мелковата она там для бирюзовых цветов, что есть, то есть), и городок с сувенирами, закусками, тиром из лука и т.д. Размаха Красноярского Бобрового Лога здесь пока нет, ну так тут и горнолыжного спуска нету. Полеты на тарзанке тут есть на все вкусы, можно просто пролететь над Чемал-рекой и ГЭС, а можно повытрясывать из себя экстремала по кучке на вертикальном прыжке. Это, конечно, не скай-парк, но тоже смешно и весело.
Вообще туристы из мегаполисов определяют себя с ходу: их тянет в очередь. Ты остановился на часы посмотреть - а за тобой уже очередь заняли! Какой-то пингвиний инстинкт ходьбы в шеренгу по одному, сопя в затылок впередиидущему, вместо того, чтобы насладиться видами, воздухом, уединением, небом…Непонятно. И все время какая-то клоподавчатая торопливость. Фу так отдыхать.
Алтаем наслаждаться надо не по путеводителю и графику езды. Тут все неторопливо, как застолье из двадцати пяти блюд, как часовое чаепитие после обеда под неспешную беседу.
Поэтому скачки по точкам оставим гостям из мегаполисов. Возьмем на ярмарке несколько пластов вяленой маралятины ( дивное мясо темно-рубинового цвета фанерной плотности) и будем ее сосредоточенно жевать, неспешно руля. С тем мы вернулись в Альбатрос, успешно забыли в общем холодильнике палку сырокопченой колбасы (хрен ли там монетку в фонтан на возвращение)) и отправились в Онгудайский район, где горы, как мы думали, выше, кумыс пьянее а достопримечательности приходится то и дело оттирать с лобового стекла вручную.
Шебалинский район. Здесь тракт от Катуни отдаляется, потому табуретка-трейд опять активен. Живут земледельцы, хлеборобы, садоводы, животноводы, пчеловоды. Примечателен проезд через долину яблонь, которые из машины кажутся большими и вкусными, подходят вплотную к дороге и растут не за забором а прямо так. Ну, вы поняли. Ну, вы остановились. Да. Шиш. Дички))). И долгими долинами мы приближаемся к Семинскому перевалу- первому горному перевалу на тракте. А потом он внезапно появляется, и до нас доходит, что вот эта пологая сопка в пяток километров длинной и есть перевал, а на высшей точке стоят себе торговые ряды.
Об ассортименте товаров на перевалах можно или долго и неинтересно, или по существу. Что здесь есть такого, чего в Манжероке не продавали? Монгольский хан-чай сингапурского производства, такой 3 в 1 с молоком и солью. Сырчик вроде копченой косички но из кислого творога. Могут налить чая с талканом. Но, честно, без предшествующего обеда такой чай не оценить.
Еще тут рядом тренировочный центр легкоатлетов «Динамо», и ребята и девчонки пешком и на роллерах гоняют по асфальту вверх и вниз. Мы ведь как думали? Думали, как в Майминском районе горы к дороге подступают, так они и будут идти. Ну там, не думали, но некоторая уверенность была. Потому что дальше Чемала не ездили.
Спускаемся с перевала в Онгудайский район. Здесь и сопки покаменистее, и горы повыше, и деревеньки почище. Чистота физическая обусловлена скотоводством, любой полиэтиленовый пакет, зажеванный коровой, может ее убить. Здесь много скота, каждая скотина имеет хозяина.
В Онгудайском районе мы стояли на базе «Аил» в Шишекмане. Погода откровенно водила нас за нос, изрядно портя настроение. Сын простужался и температурил, что не улучшало общего климата, тучи лежали прямо на сопках и просвета было не видать, красоты заливало моросящим дождиком, газ для готовки заканчивался а степень подготовки к экспедиции оказалась невысока. Потому как нехрен так и столько дежурить и правильно надо приоритеты расставлять, не первый раз на выезде. Когда угадали с погодой, ездили за Куладу на кордон заповедника Уч-экмек. Попасть на кордон без указателей сложновато, поплутали маленько, проехали по руслу реки, заехали на неизвестно чью заимку, но все-таки нашли гида. Хорошо, что МТС на равнинных участках еще ловит. С кордона мы поднимались в конном строю, что очень понравилось всей группе.
Для драйвов подъема и спуска по конной тропе применяются ветераны- мерины годков по двадцати. Это ветераны пеших троп с драйвом самоходного дивана, они никуда не спешат, ничего не пугаются и пофигизмом готовы равняться со скалами.
Впечатления от первой конной поездки самые интересные. Первый конь, хитрый и умело симулирующий рысь, знающий маршрут как свое копыто и легко перебивавший инициативу в плане: «А давайте не будем в гору, а пошли в овес!» прекратил поползновения, когда старший группы разок несильно отмахнул ему камчой по крупу- так, напомнить хозяина. Остальные кони сделали вид, что мелкой провокации не заметили. Мне достался знатный конский тролль по имени Ирбезинь. Имя это принадлежало знаменитому додревнему богатырю, славного умением таскать коня на плечах. Легенда не донесла, хватало ли богатырю ума иногда меняться с конем местами. Однако носитель славного имени был выдающимся в этом ветеранском забеге. Он активно путал строй, постоянно похватывал зубами за ляху впередиплетущегося, пытался пастись и негодовал, когда я портил ему малину. Он искренне не понимал, зачем я поддаю ему под бока, если дорога в гору. Зато у него была идеальная эдейтическая память на каждый момент подъема, где он получил пяток в бока. Эти моменты он вспомнил на спуске, и, кося лиловым глазом, наддал прямо вниз, насмешливо фыркая: «Ну чего, ты же любишь скорость, давай ускоримся!» Веселые полтонны, вприпрыжку рысящие вниз по склону с приличным уклоном, да в группе, да для первый час сидящего в седле неофита- то еще развлечение. А поднимались мы до озера Ару-кем, Ары-кем и еще по-разному его именуют. Озеро примечательно массой легенд, карстовой промоиной, соединяющей его с другим озером, неблизким, кстати, и кристально чистой водой. Мы на берегу даже бакланов видели. А рыбакам нашим повезло в тот кон куда меньше, чем бакланам. Хотя озеро рыбное. Вообще кордон Уч-экмек красив и живописен, конная прогулка обязательна к выполнению.
Про дорогу на Урсул-оозы. Еще с Чуйского тракта в Онгудайском районе есть одно красивое ответвление в направлении слияния Катуни и Урсула. Не все точки можно проехать ввиду близкого нахождения резиденции Самого, но дорога хорошая, спуски к Катуни красивые и прогуляться можно. В Шишекмане мы стояли несколько дней, погода то капризничала, запирая нас в домике, то дарила нам волшебную жару для пешего обхода разногорья и тайги рядом и каменистых сопок с другой стороны тракта. Черемуха, черемуха и еще раз черемуха. Наедаешься на неделю вперед. Интересно было позабираться на небольшие скалы и сопки, подышать дегтярным духом березняка и сосновой смолой, нагретым брусничником и замшелыми камнями. Из посторонних звуков - периодичное «фффш, фффшш» от проезжающих по тракту машин. А звезды ночью какие! Млечный путь я в первый раз увидел именно в алтайском небе. Созвездия только что не на крышу ложатся. Да, про ужин и к ужину. На тот заезд я изготовил ликер вроде XUXU, только из виноградного «люкса» и малинового сока. Ну то есть пополам малиновый сок и люксовый спирт. Крепость 35 %, противопростудный эффект, натуральные ингредиенты. Кроме того имелась бутылка «Бей лис, спасай Ирландию»- оригинальный айриш крим. Ну и в заначке фляга «камбоджи» - хорошо себя зарекомендовала.
Подошло время двигаться на следующую точку маршрута, в Улаганский район, поселок Акташ. Нам предстоял путь через живописный перевал Чике-таман, величественный и легендарный, незабываемый, по сравнению с Семинским. Магия места велика, чуть не купили там козью шкуру. Зачем? Я же говорю, магия. А горы вокруг все уступчатее и узорчатее, а белые пики на горизонте все чаще и ближе. Ак-боом, когда-то здесь был узкий перевал - путники кидали шапку на выходе, чтобы никто не въехал навстречу, потому что было не разойтись. Недалеко и памятник водителям Чуйского тракта. Про все красоты по сторонам тракта не хочется рассказывать, это надо видеть, это надо проезжать.
Про Чуй-Оозы. Вот и место впадения Чуи в Катунь. Со многими видами Алтая мы познакомились по фильму «Пока цветет папоротник», и с удовольствием узнавали пейзаж за пейзажем. Алтайская кухня. В ресторане Чуй-оозы можно отведать всевозможные виды мяса, чай с талканом, шурпу, массу национальных блюд алтая. Сам ресторан очень интересный, а еще в нем можно купить подробные новые карты республики с очень приличным разрешением. Замечу сразу, что большинство лежащих в свободном доступе инета карт Алтая пригодны для путешествий по инету, но не по Алтаю.
Про Акташ. Дом у реки, эта красивая замануха для тех, кто ни разу не был в Акташе, гостеприимно распахнул нам свою покосившуюся дверь. При ближайшем рассмотрении в нашем распоряжении оказался дачный дом (правда, о двух этажах, просторный и с печкой, мебелью и электричеством), банька (средней паршивости) и собсна, берег. Берегом гордо именовалась стометровка от задней калитки огорода до десятиметровой ширины горного ручья, превращенная местными в свалку еще пару десятилетий назад. Отведав гостеприимства по предоплате мы вежливо отказались от заманчивого предложения, мотивируя это нашей природной неизбалованностью и физической неспособностью пересчитать количество звезд сего отеля. А короче-спасибо-пожалуйста-деньги-нахрен-верните-будьте-так-добры-имейте-совесть-до-свидания-всем-рекомендуем-ноги-нашей-счастливо-оставаться)). На берегах реки вдоль тракта была прорва туристических баз разной степени загрязненности. Заглянул на одну из них, похожую на мешок пылесоса. Заморенный администратор на выбор предложил две комнаты, обе не глянулись, народу было - хоть в футбол играй, мы поехали дальше. И тут мы увидели Это. Турбаза Красный Лис, краса и гордость побережья, только-только сданная в эксплуатацию. В новеньких домиках из бруса пахло смолой и лаком, аккуратные чугунные печурки еще были нетопленными, вокруг была красота, а ехать уже никуда не хотелось. Закупив в Акташе немного пива (крепкое приедается!), шашлычного мяса и вина для глинтвейна мы заселились в красивый дом с крыльцом в стиле вестернов, я оплатил мангал и подтопку, прогулялся до реки, где собрал пару пакетов классной еловой шишки. Шишка для мангала – не топливо, а душа, хрен ли там магазинный уголь.
Печка в доме была нетопленная, но заслонка отпиралась, поддувало было чистое а шишки и подтопки оставалось много, потому я ее затопил и стал греть глинтвейн. Электричество в домиках от семи вечера до полуночи, потому я усердно заряжал телефоны и ноутбук. Эпикфейл с бирюзовым озером. Еще с вечера хозяин базы поинтересовался у меня: «А вы, наверно, на озеро собираетесь?» - а я такой весь из себя: «Не, мы на Кату-Ярык.» Вот и еще один урок: слушай людей, разговаривай с людьми, делай выводы! Так мы не попали на бирюзовое озеро, одну из паспортных достопримечательностей Алтая. Оставалось до него пара километров. Да, досадно. А кто тебе сказал, что уроки жизни всегда приятны? Зато запомнил. Утро ясное, красота неописуемая, елки растут поверх толстенного мохового ковра, брусничник гнустой, речка по бревнышкам катится, вот так бы сидел тут весь день и смотрел. Пообедали, двинули через Акташ на север, к Улагану. Не знали, сколько ехать и где стоять. Выехали в полдень, думали спокойно доехать в Улаган и там встать, а на утро двинуть на Кату-Ярык. Красные ворота на Улаган – это надо видеть. Чибитка сбегает с гор, дорога карабкается в гору, и вот уже начинаешь прикидывать, где пройдешь - а где не пройдешь. Потом каменные горла остаются позади, дорога уплощается, мы любуемся на Мертвое озеро.
Про Улаганский перевал или как мы проехали еще один перевал, толком не поняв. Улаганский тракт мы ехали шустро и с интересом. Примерно к двум часам решили пообедать и присмотрели симпатичные точки с мантами. Мантов приходилось ждать по прикидкам долговато, поэтому мы прошлись по местам массовой фотосьемки и сложили на память несколько пирамидок из камня. А потом по фоткам мы восстановили последовательность событий и узнали, что место это - очень, кстати, красивое, с заснеженными пиками на горизонте и брусничником- и было Улаганским перевалом. Туристы, что с нас взять)).
Что такое болтанка, литоплан и пробежки. Улаганский тракт идеален для обкатки автомобилей. Здесь проверяется все- и ход подвески, и курсовая устойчивость, и управляемость, и антиблокировочные системы. Ну, и способность чувствовать машину, конечно. Вот полосы относительно ровного асфальта без ям. Меня со свистом обходят красивые новые кроссоверы типа кашкаев, икстрейлов, ховер-грейтуолл и прочие бюджетные и не очень машины. Я иду 60-70, потому что мне так комфортно, потому, что меня предупредили, потому, что это – Улаганский тракт. И сюрпризы начинаются. Вот они, мои уверенные товарищи. Они уже собрались в веселый хвост и тащутся 20-30 с покруглевшими глазами, потому, что вылетели на сотке на полосы щебня. Поверьте, сомнительный кайф- ощущать, как колеса мечут кремневой твердости острый щебень на днище, а думать, не порвет ли шланги, а не пробьет ли защиту- дополнительный экстрим. А еще щебень несколько снижает сцепление с дорогой. Приходилось влетать на скорости на глубокую лужу? Видели, как заносит машины на воде, когда протекторы не успевают выкинуть воду и теряется пятно контакта, да сразу на всех четырех? Так вот на щебне аналог гидропланирования- литопланирование, и заносит тот щебень- мама, не горюй. А еще с одной стороны дороги слегка обрыв, а с другой - скальная стена. Вот такие вводные. Ну, у них все хорошо, они не побились, они просто несколько округлили глаза и приостановились. Продолжаем путь, 60-70, потому, что можно оттормозиться, потому, что мы планируем доехать, потому, что нас предупредили, потому, что это- Улаганский тракт. Мы же хитрые, мы меняемся каждый час. У нас же энергетик куплен.
Улаган- районный центр, тут весело и не людно, уютно в меру и есть магазины. По улицам ездят автомобили и бегают барашки и козлики, оригинально меченые раскраской рогов. Поскольку нет и трех, погода ясная а лагерем встать особо негде, мы двигаем на следующую точку, вроде Балыктуюль. Дорога из грунтовой становится вовсе грунтовой. Нас это не пугает, мы продолжаем неспешный путь на 70 км/ч. Балыктуюль еще наряднее, чем Улаган, и время полчетвертого, а вставать особо негде, и погода идеально ясная- на всем чистом небе ни облачка, и мы двигаем дальше. Так, мало-помалу, и приехали мы часам так к шести вечера на прославленный перевал Кату-Ярык, обозрели его смотровую площадку. Вот честно - не было никакой там нерешительности про спуск. Полдня ехали, охота нормально поесть и отдохнуть. Пофотографировали и спустились. Спуск хороший, разъехаться теперь можно и не только в углах, но внимательность нужна, как везде. Вот и турбаза.
Про долину Чулышмана(Челушмана, Чолышмана) и еще много всяких вариантов- глубокая долина, почти каньон, причем если с левой стороны пробили-таки дорогу- легендарный Кату-ярык, то с правой стороны дороги нет ни пешему, ни конному, разве что злому альпинисту на бешеной козе верхом. Отвесные стены, просеченные водопадами, каменные осыпи, вечером в пять уже темно: горы до полнеба. Домики тут из крупной ДСП, прессованные сучки и занозы. Электричество – свет с восьми до двенадцати в домах, зарядка телефонов в баре. Ибо дизель. Душ за символическую плату. Мясо дешевое, пиво и молоко одинаково- 80-100 рублей за бутылку, ибо привозное. А привозное здесь практически все. А еще здесь почти совсем не берет сотовая связь. Вообще, когда сотовые не берут интернета нет, думается лучше. Берег Чулышмана покрыт очень интересными камнями. Они по форме похожи на речную гальку, гладкую и округлую, только если увеличить ее в объеме разов в 100. По ним идешь и кажется, что стал маленьким-маленьким. Здесь и скальная порода, бирюзовая на сколе- вот она, та краска, что Катунь окрашивает, наверное, в верховьях Катуни такая же есть. По долине путешествуют до ЮБТО, но мы так далеко не поехали, крайним северным заходом нашим стала деревня Коо. А в основном мы ходили на Каменные грибы. В долине необычно – всё. Тут нету отдельных достопримечательностей, она сама по себе диковина. Это, повторяюсь, видеть надо. Полдня по горам подошвы набок потопчешь- и голова на месте.
А еще с каменных грибов ручей течет. Там. Где он образует ванны, в нем можно окупнуться. Это гарантированные +6 градусов чистейшей воды.
А потом мы возвращались назад в Усть -Муны, встали в шесть и с рассветным солнышком, гладящим Кату-Ярык, рванули в обратный путь. Назад шли уверенно- потому, что мы раз уже здесь проходили, потому, что дорогу помнили, потому, что это -Улаганский район! Мы прошли Кату-ярык, Улаганский перевал,Чике-Таман и Семинский за полдня, мы знатно нарулились по очереди, словили пару литопланов, не напрягших почти, пофотали таежные пожары с тракта и уже часам к трем дня были снова в Альбатросе. Копченая колбаса в морозилке нас успешно дождалась, мы заказали баню- а в Альбатросе баня знатная, хозяин, если она не протоплена, просит обождать и только по кондиции приглашает. Как же быстро и незаметно можно пропылиться в дороге, рассуждал я в бане, сшибая с себя дорогу березовым веником.
Ну вот, чего еще вспомню- дополню.
_________________
чтоб я так смог, как ты мне помог,честное слово!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум Борзые Караси -> Отчеты, дневники и рассказы Часовой пояс: GMT + 7
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB