Список форумов Форум Борзые Караси Форум Борзые Караси
Россия. Сибирь. Кузбасс. Кемерово. Походы, туризм, экстрим, активный отдых, спорт, приключения и путешествия. www.borziekarasi.ru
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Дорогами предков

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум Борзые Караси -> Отчеты, дневники и рассказы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
mangust
Икринка
Икринка


Зарегистрирован: 02.10.2013
Сообщения: 6
Откуда: берутся земляки

СообщениеДобавлено: Ср Окт 02, 2013 12:52    Заголовок сообщения: Дорогами предков Ответить с цитатой

рассказ об экологической экспедиции Новокузнецк-Баргузин-Новокузнецк в рамках автопохода.
_________________
чтоб я так смог, как ты мне помог,честное слово!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mangust
Икринка
Икринка


Зарегистрирован: 02.10.2013
Сообщения: 6
Откуда: берутся земляки

СообщениеДобавлено: Ср Окт 02, 2013 12:54    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Название: «Дорогами предков», экологическая экспедиция.
Экипажи: Две машины (Honda C-RV 1996 4 WD и Toyota RAUM 2005 2WD), четверо взрослых (две семьи).
Спецтекстом выделены: Главы авторские примечания
Для неудобства чтения кроме глав поделил на ходы-этапы. Для пущего неудобства периодические перескоки с пятого на десятое. Загодя прошу прощения за топонимические неолоигзмы «Кырский» и «Ирский» в названиях регионов. Это не со зла, а просто серьезность слога сгладить.

Про знамя и вымпел. Знамя похода проектировал недолго. Потому как в последний вечер перед выездом. На двойном полотнище палаточной брезентовки 120х80 темно-зеленого колера изобразил через трафарет контур Байкала цветом «крафт» (примерно беж). Банальная лень и нехватка времени: сейчас уже знаю контору, где можно бы и углы прострочить, и канты укрепить, и люверсы углы поставить. Трехсоставчатая трубка флагштока из алюминия крепилась к запаске головной машины багажными стяжками. Первый раз знамя слетело с флагштока на объездной в Новокузнецке: поклонилось Михайловско-Архангельской церкви. Парусность была приличная, уже к Хакассии пришлось прошивать и простегивать размахрившиеся углы. Флагшток закрепили уже в Листвянке, потому что на подъезде к Иркутску знамя слетало еще дважды: передавали привет! Закрепляли флагшток, просверлив трубку насквозь самосверлом-саморезом. (Внимание, турист! в незнакомых городах такую полезную вещь, как самосверло-саморез можно найти в местах недавнего прикрепления баннеров!)
А вымпел замыкающего уже к выезду из Хакассии я сделал из банданы «ураган» красного цвета. Просто прикрепил её на две склёпки на ручке багажника. Склёпки из алюминия взял с копчёной колбасы. Которую Зоя купила. А с магазина «Ураган-спорт» за всевосточносибирскую рекламу, наоборот, ничего не взял.
По связи. LPD – рации, почти везде по ровному месту до километра.
Ход первый: Новокузнецк-Инголь-оз.Белё-Красноярск.
Путь от Новокузнецка до Кемерово и по М-53 до Верх-Чебулы сложностей не взывает и особого описания не требует.
Про Инголь.
От Верх-Чебулы до озера Инголь четыре полосы доброй грунтовки, ничего особо сложного, если придерживаться трех «не»- не ускоряться, не замедляться и не рулить резко, иначе планируешь по гравию без намека на управляемость.
Первая стоянка на Инголе. Замечательное озеро практически без насекомых, с открыточными видами и чистой водой. Подъезда к воде не было, встали верхним лагерем и перетаскали все на берег. Спуск на берег занимал лестницу в 100 метров из лесной тропы, обильно укрепленной березовым кореньём. Тут мы ознаменовали первую остановку карпом и прочими вкусностями, здесь первый раз разбили палатки.
Лесные дороги на озере Инголь уже имеют некоторые проблемы для переднеприводного самохода, тем более что уезжали со стоянки под дождем. ((К слову: в машине необходимо иметь резиновые сапоги для леса. Я брал сапоги McBoot с неопреновым голенищем - вес небольшой, комфорт отличный. Их в машине надо держать близко, как и трос, полноразмерную запаску и ремкомплекты с инструментами. Очень высока вероятность, что придется побегать вокруг машины по щиколотку в грязи)). За полчаса вроде бы твердые колеи превратились в кашу с сюрпризами, в паре мест здорово пригодился трос - Раума буксировали (развернуться негде, а передом не пройти). Не слабый экстрим - скользить на тросе, вместо колес роликовые коньки, сосновые и березовые стволы с гудением проносятся в считанных сантиметрах от таких уязвимых боков авто, и не затормозить, а только рулем и газом ловишь машину, стараясь не боднуть буксирующего. Кель вираж. Бон вояж. Масса впечатлений. Затем еще пару часов грунтовых проселков под веселым дождиком. В Красноярский край зашли практически незаметно всё по тем же грунтовкам через Шарыпово, оттуда через Ужур ушли в Хакассию. Ужур, из оплотов европейской цивилизации в хакасских степях, порадовал обилием магазинов с идеально идентичным содержимым. Всем Ужур, господа! Ужур тужур!

Хакассия
Хакассия после застенчиво и давно грейдированных грунтовок края Кырского просто усыпляла – степь как стол, дороги по линеечке, отличный асфальт. А старинные межевые знаки на полях! А потухшие вулканы! А сопки альбомных видов! Посетили музей-заповедник «Сундуки». На самом въезде на оные попали под затяжной дождь. Хорошо, что имелся тент, турбопечка и сухие дрова – пока дождь занимался своим делом, мы сварили баранью похлебку. Планировать на обход судуков следует не менее полдня, пока все скалы успеется облазить - не меньше! Выход скального грунта усыпан молодилом и чабрецом, дождевая вода стекает по фонтанным чашам. Обязательно нужны накомарник и репеллент с собой, место низкое. Гортексы, дождевики, фотокамеры - и вперед! Погуляли на Сундуках, полюбовались на оросительные системы полей, плоскую степь и низкое небо. Масса легенд вокруг оросительных каналов на мотив: старинное государство, ячмень, бла-бла-бла. Все легенды стоят одна другой: никакой цивилизации с земледелием тут отродясь не было, не считая покосов травы в советские времена. Хакасы всю дорогу скотоводы. А любые оросительные каналы, не будь они облицованы камнем, давно размазало бы в ровную землю снегом и болотом здешней богатой на воду низиной. Чабрец и молодило – два примечательных растения тех мест. За любое из них, кстати, сорванное на музее-заповеднике, штраф 5 тыров. Ушли оттуда и встали на реке Белый Июс, низковатое и болотистое место у берега с прямым видом на железную дорогу. Днем не видно, а ночью слышно по стуку сцепок и гудкам - в степи звук далеко разносится. Весь вечер подкидывали полынь в костер для пущего дыма, чем изрядно посмешили местное комарье: сегодня, мол, едим копченое! Наутро двинули на озеро Белё. Район Ширы, красоты неописуемые, но инфраструктура пока зачаточная (подъезды по полям, душ и пресная вода платные и спичечным напором). На любителя. Полдня купнуться можно, для желающих – параплан и катание на «ватрушках» и «банане». Отлично провели время на ватрушке, перекусили копченой колбасой, позагорали. Примечательно: с момента обхода Сундуков следующие дожди пришли аж уже на Ольхоне. Ну просто очень солнечные времена и места нам удалось урвать! Дорога от района Белё до Красноярска веселая, асфальт почти везде, хотя Красноярский край по качеству покрытия дорог здорово уступает Хакассии.
Кырской край.
На въезде в Красноярский край заправились на диковатого вида АЗС с синим верхом и непонятно зачем присобаченной маркировкой «96» на наливниках. По ощущениям, и аи96 и аи92 оказались нормальным а80 с легким послевкусием дизеля и яркими битумными нотками. Потом дорога меня жизни учила на эстакаде: понесла это меня нелегкая ходовую часть посмотреть. А высоты самих направляющих эстакады я не учел. Пару раз таки скребнул лонжиками по опорам, пока съезжал. Едет тихо - вот и езжай себе.
Въезд Красноярска застал нас поздно, встали на речке Бирюсинка. То ли пионерлагерь бывший, то ли дачный поселок. На двух ступенчатых полянах произрастали пропасть декоративной ромашки, малинника среди остатков шифера. Речка Бирюсинка имела удивительно грязную воду, так что из благ приводной стоянки имели мы исключительно комарьё. Дрова в виде большого ивняка имелись. Купленные на трассе лисички потушили со сливками. ((Кстати, по комарам. Накомарник удобнее брать в виде сетки с двумя затяжками - без панамы, так можно надеть его поверх любой кепки. В комплект к накомарнику хорошо идет камуфляж «горка», ее парка с капюшоном и штаны с клапанами лодыжек хорошо защищают от комаров. Вообще горка с ее палаточными вставками и толстой х\б хорошо в балансе - и дышит, и греет, и влажность держит более-менее (не проливной дождь, конечно). Для особых эстетов - поддеть на стоянке перчатки полотняные, и на 97% защита от комаров у вас есть. Репеллент лучще брать с акарицидным компонентом, и не особо надейтесь на него – акарицида боится клещ, а там, где есть гнус, репеллент просто не пляшет. Спирали с репеллентом хороши для подготовки палаток ко сну - застегнуть на сетку с тлеющей спиралью, выморить внутри и убрать. От гнуса, если угораздило, помогает только березовый деготь, а им разживаться надо загодя, и привычку к нему иметь тоже надо. Кто пробовал – знает. )). Переночевали и двинули далее солнечным утром. На везде пока собирали вещи за пределом прямой видимости от нас метрах в 100 двое серъезного вида дядек чем- то колотили в доску, судя по звукам. Проезжая час спустя мимо той доски, притуленной к березе, я по отметинам на ней догадался, что дядьки пристреливали травматический пистолет типа бесствольной «ОСЫ» или чего наподобие.
Серпантины на подъезде к Красноярску через Дивногорск опасны – будь внимателен, водитель, тормози двигателем, если не хочешь тормозить радиатором и крышей. Красноярск встретил пробкой на въезде: по мосту через Енисей шли ремонтные работы, ехала одна полоса. Вид с того моста прямо на Красноярскую ГЭС, как на десятирублевой банкноте. Юго – восточным въездом через мемориал Астафьева добрались до заповедника «Столбы». И надо на эти самые «Столбы» планировать не менее полного дня! Написано про те «Столбы» достаточно. Нужно просто приехать и побродить. Для желающих более комфортного и цивилизованного отдыха и развлечений, чем карабкаться на скалы в окружении кедров и бурундуков, совсем рядом фанпарк «Бобровый Лог» с зорбингом, родельбаном, канатными дорогами, аквапарком и много с чем ещё. Мы, во всяком случае, пошастали и там и там. А примечательна в Столбах энергетика нагретого гранита и та незаметность, с которой забираешься на камень. Вот, вроде- трещина, плита, расщелина, тут сбоку, тут прямо, глядь- а под тобой уже верхушки сосен метрах в двадцати внизу. Видали мы там на камне и профессионалов - степенных, неторопливых, помогавших советом, и паркурщиков - тех, что скакали почем зря с дурной прытью непуганых идиотов. Видели мы и как группа, идущая на второй столб, дурашливо кричала: «Пока!», за что от матерого столбиста можно и по башке отхватить. Второй столб народу похоронил немало, и шутить с ним не стоит. На мемориале столбистов места гибели по частоте едва ли не пополам делят все величайшие горные вершины - и он, Второй столб. Такие дела. Спустились с Первого, Прошли к Перьям, забрались на Львиные ворота, прошли по познавательным тропам Столбов- там такие пластиковые щиты и книжки укреплены, про обитателей заповедника написано. Неудачно, ясный перец, штурманули Слоника, вдоволь нафотографировались и пошли устраиваться на ночлег.
Ход второй. Красноярск-Иркутск.
Ночевка в районе фанпарка не представляет сложностей - ищи кемпинг, а не то так и гостиниц хватает. Приютил нас Джамшут из «Приюта Охотника», правда, вода горячая кончилась здорово быстро. А я из принципа отстирался и домылся холодной, потому как неизвестно, когда шанс следующий. На радостях от стирки и помывки после наиболее комаристой местности всего протяжения нашего путешествия я изрядно покамлал, как говорят. Наутро мы выпили по маленькому двойному кофе в кафе «Красная палатка» и прогулялись по Бобровому Логу. Канатная дорога доставила нас на смотровую площадку Столбов. Неописуемо.
С тем набором сногсшибательных впечатлений мы сквозь жаропышущий июльский полдень двинули по раскаленному асфальту на восток. Дороги в миллионном Красноярске - просто песня. Вот вроде нигде и не стояли, и пробок особо не было, а поперестраиваешься так с часок – спина мокрая. На выезде из Красноярска пообедали шурпой, мантами и айраном в небольшом кафе «Восточная кухня». Иногда нас вычисляли и пытались согнать с нашей LPD- 22 волны. Не шибко-то мы сгонялись.

Сразу по бензину в Красноярском крае. Привык ездить на Аи95 разлива Газпр#мнефти, пока доволен. В Тисульском районе залился им под пробку и с собой канистру 20л на НЗ. А в Красноярском крае похожий логотип имеет некий КР#ЙС (кр#йс-бензин не айс, постоянный рёв вместо езды, пара обгонов- и устал), АРН#КА- (95 нету, а 92- просто дизель какой-то), Росн№фть (сравнительно качественный бенз по невысоким ценам). Кто собирается на Байкал – полезно разжиться картой Росн№фти. Газпр№мнефть в Красноярском крае имеет последний восточный кордон - дальше на восток их просто нету. И стоит этот кордон в городе Канск, и заправок таких там две.
Путь на восток лежит через Канск, который по качеству дорог скорее Конск или Канавск, ибо разметку нанесли, а про самый асфальт забыли. Из экзотики: истребители и радары по обе стороны М-53, ибо стоит в городе немаленькая часть кого надо. Красноярский край кончается незаметно при движении на восток. Из достопримечательностей - продавцы меда, травок, лиственничной серы и ягоды в тайге.
Вечер застал, недоезжая Тайшета, еще в Кырском крае, остановка выпала на селе Новая Пойма. За околицей на берегу речки обнаружилось костровище, добротная мебель и пропасть нарубки и падалых дров. Не говоря о сосновой шишке. В поставленные «иконки» за ночь попал один чебак, которого уже в сетке кто-то от души надкусил за бочину. Стало быть, рыбо есть. Поскольку никакая щука рядом кверху брюхом не плавала и тошнить на берег не высовывалась, чебак признан вполне себе съедобным. С тем его и зажарили. Воды набрали из местного колодца, между прочим, очень удобной показала себя бутыль-20л с помпой и ручкой. Потому как вместительная, поставить удобно, а кто так вообще головой качать приноровился при мытье рук. Минусы такой бутыли – если возишь ее с собой, на стоянку рано или поздно припожалует девочка в синей курточке. Зоя не даст соврать. Наутро поднятый ни свет, ни заря ранним дятлом я заметил активно раскашивающих лужок местных. Потому ложиться было неуютно, да и вообще. Из убитого временем кресла складного вышел импровизированный таганок и удобная сумка для мелочи. Вообще полезно иметь нитки с иголкой и в свободное от пути время проводить ревизию окружающей матчасти с целью благоустройства быта. Также полезно для побудки населения иметь рогатку. Сосновые шишки из-за нестабильной аэродинамики в палатку попадают не особо точно, а вот соцветия чертополоха - просто великолепно. Пока завтракали, навестила нас местная синепромышленница без конкретной цели: так, поглядеть, кто за люди. Заверили, что после нас станет чище, чем было до нас, с тем и отчалили. Примечателен заезд и выезд на ту стоянку путем манипуляций с секретным полушпалком. Подложив его хитрым образом в нужное место пробитых колей, удалось выехать по очень неудобной колдобине, не задев дном. Пути-дороги Кырского края на восток разнообразием особым не отличаются. Степи, тайга, лиственница, береза, корабельный сосняк. Примечательным явлением в подлеске и степи стал осот. Этой заразы за Енисеем голимая пропасть. Зазеваешься в подлеске, если в шортах – прижигает похлестче крапивы. Примечательным видом стали мачтовые березки, клонящиеся дугой - вырубка с одной стороны, тянуться стало тяжелей. Примечательна в Поймах целевая аудитория магазинов - народ с бурной жизнью, частично надломленный постоянными дружескими травмами, но упорно стремящийся к регулярному общению.
А ещё комары. Их было средне на Инголе, прилично на Июсе, богато на Бирюсинке, мало на Пойме, а вот затем уже стоянки нам попадались без них по самую Иркут-реку на обратном пути. Такое вот приятное совпадение.
Ирской край.
Ирской край, в отличие от Кырского, куда суровее. Это вам натуральная восточная сибирь, а не какой-то там заенисейский западный её край! Это вам сурово резко континентальный асфальт. Это вам суровые перегонщики авто с 25 региона. Автомобиль едет, второй автомобиль на буксире, перед второго разобран – сняты крылья и радиатора решетка и лобовик заклеен, а комплект снятого в кабине лежит, потому как каменьё летает почем зря и товарный вид страдает быстро.
Сюрпризы дороги начинаются от поворота на Тайшет. Это сюрпризы по дорожному покрытию, особенно на участке Худоеланское-Будагово, недоезжая райцентра Тулун. Единожды проехать достаточно, чтоб стыдно за российское гражданство было еще долго. Да поди еще, проедь её! Грунтовка с постоянными поворотами и полосами объезда, караваны фур, сплошная стена пыли. Видимость 3 метра днем, ночью там не ездил, не знаю. Канавы и колеи, и едешь и радуешься пыли, потому как в дождь вся эта красота вообще махом в голимую чачу превращается, и живи на ней, пока не обсохнет. Уж во всяком случае, самоходы с клиренсом менее 20 см здорово рискуют. А я паспортные 15 см просадил грузом сантиметров на пару-тройку.
И непривычно дрожит руль в руках.
И долбят тебя во все стороны бортовая качка с килевой, не считая болтанки.
И летишь на 60 км\ч, как дробинка по самогонному аппарату, и подобия управляемости уже совсем мало.
И не видать конца и краю, и широка страна твоя родная, и много в ней грунтовок и камней, я другой такой страны не знаю, где так много пыльных тропеней.
И рвется из глотки крик души: «Дорога, что ты делаешь, ахаха, прекрати!!!»
А по краям дороги издевательские синие щиты «Ремонт дороги ведет бригада Шубкина, подрядчик Пупкин, субподрядчик Юбкин, телефоны в Иркутске, бла-бла, счастливого пути».
И вспоминаются строчки детского стихотворения: «Субподрядчика – повесить, а подрядчика - засечь!!». Но вот проходит грунтовый участок, и уходит кошмар.
Населенные пункты, кстати, удручающе однообразны и созвучны в названиях. Топонимикой Ирского края тут занимались, похоже, исключительно совы. Поскольку в названиях двусложных изобилует только одна гласная - «У». Тулун, Ухтуй, Култук, Кутулик, Уй - убаюкивающие названия просто.
Пытались встать на ночлег у села Будагово, где ломают дикий отделочный камень, но испугались дикого вида размытых глин и щебней. Прямо зона экологического бедствия.
Тогда же я услышал нехарактерное мурлыкание под капотом, но ремни генератора и ГУР оказались целы. Сказался восьмилетний возраст агрегата и пара дней обгонов фур. ((Позже, по приезду домой, на СТО обнаружили, что эта песня была от подшипников генератора, и называлась: «Разрешите доложить, задолбались мы служить». Так мне в очередной раз крупно повезло - ресурса умирающих подшипников хватило и на все Байкальские ходы, и на обратный путь. Тойота, королловские комплектующие, ремонт и замена – 1100 рублей и полчаса работы. ))
Очередной ночлег провели под просекой возле ЛЭП, где было много березовых стволов - разжились берестой. Под ставшую ежевечерней присказку «год не пей, два не пей» мы в который раз выжали из себя пот и пыль дневных перегонов и под мерный скрежет летящих по проводам киловаттов встретили рассвет. На проезде Усолье-Ангарск есть военный городок по имени Средний, там есть разноторг «Светлана», много чего купить можно, в дороге полезного. Примечательным в этом магазине стал отдел конской сбруи с кожаной упряжью для тройки и одиночки, пони и полноразмерного коня и всяких других приспособлений для поковки, расковки и ухода за стрелкой копыта. А про пчеловодческий магазин я и вовсе молчу. А ещё, ребзя, там в магазинах пахнет бакалеей. Я вот вижу не особо хорошо, так у меня на запахи и звуки память сильная. Пахнет там бакалеей, как в советских продуктовых магазинах. Сладковато-мучнистый сильный запах круп, муки и сахара в пакетах серой бумаги, пластмассовых крышек и жестяных поддонов для товара россыпью. Прямо детство вспомнил. Зольдатики в «цифре» тройками гуляют с офицером, часть дальней авиации, вроде.
Однажды по дороге в рации словили федеральный сигнал страшным голосом «Левитан отдыхает» Он страшно и отчетливо, будто с заднего сиденья, сказал: «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СИГНААЛ!». Я, не ожидая, переспросил – думал, Дима шутит. Хотя сразу как-то не похоже тембром и мощностью. А Левитан так утвердительно-объясняющим тоном повторяет: «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СИГНААЛ!» Родина, мол, слышит, родина знает. Сила нечистая. Эфир федеральный. Не один китайский пограничник, видать, заикой остался в попорченных портках.

И так вот незаметно попадаешь в степи Даурии, вот оно - западное прибайкалье, вот и Усть-Ордынский Бурятский округ, и кафешки на дороге потихоньку сменяются позными. Позы или бууза – интересное местное блюдо вроде мантов с рубленым мясом и горловинкой. Такие позы готовят на пару, и полагается сначала выпить из горловинки бульон, в котором сварилось рубленное мясо в тесте, а уже затем нещадно съесть что осталось. (Первая позная на въезде в Биликтуй, игнорируйте ея безжалостно, никакой аутентичности там нет, окромя мухов!) Первые щиты обозначения экологических зон влияния Байкала. Дорога на подъезде к Иркутску становится односторонней - две полосы в одну сторону, а встречные полосы за пролеском.
Иркутск, ребзя, проезжать надо аккуратно. То шесть полос в одну сторону- то с трамваем не разойтись, ибо улочки старые. И навигатор нам здорово нервы потрепал, но все же проехали - а город здорово красивый. Или уж это мне из-за трех дней озирания степей и тайги так показалось. Герб города - бабр с куницей в зубах. НЕ БОБР! Бабр, и точка. Хищник такой семейства кошачьих. Геральдики расходятся во мнениях – то ли амба амурская так звалась, которая тигр уссурийский, то ли барс какой. Хотя географически тут барсов вроде нема - рысь, разве что. Ну да ладно. В Мончегорске вон последнего лося еще при царе Горохе доели. А на гербе есть. Потому геральдика!
Байгал-далай.
Ход третий. Иркутск - Листвянка - Ольхон. Из Иркутска двинули прямиком в Листвянку. Подъезд к Листвянке порадовал американскими горками с отличным асфальтом. Городок всего-то на тысячу человек, но колоритный. Приютил нас на кемпинге колоритный дядько Бурхан, так что с погодой нам везло всю дорогу. А чего было ждать, если погоду на Байкале делают Бурханы. Кемпинг Бурхана расположен на склоне, поросшем сосной. Вид от палаток всегда на Байкал. Вечером мы заказали с дороги баню на два часа. Баню нам протопили ровно настолько, чтобы стопы не примерзали к полу. Благо в предбаннике было еще немного дров, которые мы пустили на подобающий прогрев и в результате сносно помылись и постирались. При выходе из бани судьба свела нас с человеком непростой судьбы по имени Серёга. Серегу который год гнала по планете кривоногая но кусачая доля, периодически вгоняя в тяжелые экономические обстоятельства. Серега приехал то ли из Осинников, то ли из Кузедеева, не помня цели и времени. Внятно формулируемых планов на будущее хотя бы на несколько дней вперед у Сереги не имелось в связи с напряженной геополитической обстановкой. Нестабильность биржевых индексов Дау-Джонса и Насдак сжигала его детскую психику. Перманентную тревогу по поводу судеб мира Серега купировал приемом спиртного местного разлива. Есть люди органически неспособные понимать свою неуместность в компании. Есть люди, которых из-за крайней степени этого качества периодически поколачивают близкие. А есть еще Серега как недостижимый эталон в этом деле. Серега многословно и восторженно выразил нам радость по поводу встречи с земляками и пригласил нас разделить восхищение от бани, замечательно им, Серегой, протопленной. Мы Серегу заверили, что так нам баню еще никто не протапливал. Не соврали, что характерно. После его протопки баня чуть не утонула с концами. Синусоида Серегиных болтаний по побережью еще несколько раз сводила нас с этим примечательным образцом дрейфа рецессивных генов. Вечер на берегу Байкала мы отметили, как водится, вкусной едой с омулем горячего копчения.
День следующий мы посвятили обходу достопримечательностей Листвянки.
Спустившись с кемпинга на дорогу миновали ряды торговли сувенирами. Из сувениров в иркутской области продают АЛТАЙСКИЙ мед и АЛТАЙСКИЕ варганы (Поткина- 1450, Казанцева – 2000) и пропасть всяких каменных поделок и изделий из дерева и бересты. По сувенирам особо ничего нового, разве что тематика омулей, нерп и прочих медведей развита. Нерпинарий в тот день не работал. Продавались сувениры из минералов, серьги, которые ставят голову на место и деревянные ложки. Продавались ручки в виде рыбки голомянки, майки с надписью на двух языках « Я был в Сайберия и оставалься быть живой!» с нарисованным медведем. Продавались путеводные книжки по Прибайкалью, и одну мы купили. Мои подкованные в исследовании ЧМПК спутники отметили, что Листвянка-городок здорово напоминает Лоо-селоо. На торговых рядах мы второй раз встретили Серёгу. Серёга был нехарактерно трезв и всерьез озадачен поиском места, где можно обменять доллары. Посоветовали пункт обмена в «СВАЛе». Просился с нами на Ольхон. Порекомендовали хич-хайкинг пешим строем.
Здесь же на берегу стоят НИИ лимнологии и большая пристань исследовательских и круизных судов. Очень доставило название одного исследовательского судна немалых размеров (метров так 60 по палубе) а именно - «Внезапный»! На диспетчерском пункте ознакомились с рядом местных примечательностей и двинули далее.
Кроме обычной специфики курортного городка отметим гончарную мастерскую с большим количеством свистелок и звенелок. В бревенчатом доме гончара на осмотр туристов выставлен большой гончарный круг с мотором, торговый зал уставлен и увешан продукцией гончаров и различным крестьянским бытовым предметом разной степени антикварности. Потом шли через ресторанно-гостинничный комплекс «СВАЛЪ», изобилующий резными фигурами из дерева. Фотографироваться там можно не час и не два, а у каждой фигуры есть своя история, так, что и зачитаться впору. Большинство пунктов меню ресторана не всем по карману, но расстегай с рыбой там подают отменный.
Затем мы попали в музей минералов. Экспозиция музея представлена частной коллекцией очень интересного и неординарного человека. Коллекцию он собирает аж с пятилетнего возраста, имеет уникальные образцы разнообразных поделочных и драгоценных камней из многих стран со всех континентов кроме разве что Антарктиды. Некоторые экспонаты выставлены на продажу. Так мы разжились некоторыми интересными камушками для привлечения денег и для бодрости. Во дворе музея палатки из минералов вроде слюды для желающих зарядиться энергией.
Далее мы отправились искать кузницу. По указателям до нее все время оставалось сто метров, и таких остатков набралось километра на полтора. По дороге нашли гусеничный вездеход на базе БТР, и конечно не устояли перед соблазном забраться и пофотографировать. По дороге к кузне миновали мы конюшню с веселым жеребенком по имени Шакира и её мамой, успев невозбранно сфотографировать обеих на фоне и в окружении себя. Вороной жеребец был менее коммуникабельным и предпочел просто пастись по своим делам. Рядом с конюшней живут собаководы. Двор их дома занят десятками конур, радом с каждой из которых на короткой привязи сидят, вывалив языки, весёлые ездовые собаки. Собаки здорово лютые, на пробегавшую мимо овчарку повыли хором, что нам местный человек прокомментировал: если бы не привязь - загнали и съели бы ту овчарку, как пить дать.
В самой кузнице мы познакомились с человеком по имени Ратислав. Ратислав рассказал нам немного о кузнечном деле, работе с амулетом, изготовлении оружия и реконструкции средневековых сражений, да еще много о чем. Разжились парой амулетов и направились назад. При повороте с шоссе на кузницу приметили ресторанчик-позную из двух юрт. Туда и направились.
Студент по имени Сакто нас встретил отменно, ели бохлёр(такой бульон с бараниной), позы, шарбин ( пресная лепешка с фаршем) а пили тараг (кисломолочный напиток вроде кефира). Выйдя из ресторации мы дошли до каменного парапета вдоль берега, и Дима полушутя сказал, что не хватало еще разок встретить Серёгу. Я ответил: не смейся, он в пяти метрах от нас полубодрый на берегу сидит. И это действительно было так. Похоже, в СВАЛе Серегины доллары разменяли так, что часть пришлось обналичивать спиртопродуктом. На этой непонятной ноте расстались с ботом по имени Серега.
Байкал в Листвянке жестко холодный. Когда вернулись на кемпинг с омулем горячего копчения, спустились на берег поесть и окунуться. Окунуться можно было всего один раз, вода отчетливо ледяная. Предстояла вторая ночевка на кемпинге и подготовка к следующему пути – на западный берег и остров Ольхон, сердце Байкала. А путь от Листвянки до Ольхона не сказать, чтоб особо близкий.
Про Ольхон.
На Ольхон выехали утром, проехали Иркутск, через Баяндай и Косую степь приехали в пос. Сахюрта. Дорога Иркутск-Сахюрта высокоскоростная, дикая, несмотря на асфальт и степная. В этих краях как нигде ощущаешь неестественность асфальтовых дорог и их инородность в исконной степи. В Сахюрте с пристани МРС ходят два парома- «Ольхонские ворота» - для частного автотранспорта, и «Транспортник» - для автобусов. Ходят каждые полчаса, но пик заезда - выходные. Переправа, регистрация, оплата нахождения в заповедной зоне - и обязательство останавливаться только в пикниковых зонах. Видали мы те пикниковые зоны. Мои соболезнования. Пусть там наказанные за кражу семечек становятся. А мы, как-никак, экологическая экспедиция, на минуточку. Сомнительное удовольствие - искать привальное место после дня усиленной рулёжки. Дороги Ольхона- весёлые такие себе грунтовочки с разным количеством скального грунта и разной степенью проходимости. Самые веселые участки дорог - песок, способный утопить колеса любого джипа и вскипятить ему движок за десять минут и дожать замаскированными камнями-бокорезами. Берегите баллоны и подвеску, ребзя, тут во весь опор даже на кониках скакать не принято, а что суслики бегают -так у их масса подходящая. Нам после проезда Хужира и Харанцов вышло дойти до бухты Песчаная залива Малое Море, недоезжая мыса Буругер. Совет: в пути по острову выбирайте из грунтовок те, где меньше камней! На острове масса параллельных грунтовок разной степени мягкости, для пузотерок это легче! Еще совет: не увлекайтесь особо мягкими песчаными грунтовками, попадаются подушки песка, где можно и джип на раму посадить. Особенно при въезде в Хужир. Еще совет: не покупайте омуля в магазине. Не за тем вы ехали в такую даль, чтоб давиться умершей от старости рыбой. Еще совет: собираетесь на Хобой на машине? Полный привод, клиренс от 25 см и желательно все же пристроиться к одному из УАЗиков-Таблеток, что возят туристов - они дорогу знают, проезда нюансы понимают и куда не надо, не сунутся.
Бухты на Малом море прогреваются до комфортной купанию температуры, потому здесь (Елга, Песчаная и много других) хорошо бивак разбить. Но спуск к берегам (а главное, подъем назад, ха-ха) кое-где свободно протягивают только полноприводные машины с клиренсом от 23-25. Иначе я предупреждал – обвесы, лонжероны и пороги можно оставить Ольхону на память, вашу тачку местная трасса прокачает и оттюнингует почем зря. Вот спускаешься пешком - вроде ничего, кажется: тут проеду, тут объеду, тут пройду - а вот наверх то полоса песка, стащит и посадит на лонжики, пискнуть не успеешь, то уклон, где передним приводом не удержишь, то колея от грузовой. Не геройствуйте без необходимости! Учит народная мудрость: нет джипа, что нельзя посадить на раму, а яму больше клиренса найти вполне себе легко.
Суслики, суслики и еще раз суслики. Муравей, чайка и суслик делят сферы влияния на экологию с лиственницей, потому Ольхон незыблем и неизменен, как сам Байкал. Но если руки у тебя, читатель, дойдут собрать мусор от стоянок (особо стекло и пластик) за себя и пять предыдущих – Байкал тебе поможет. Даже если ты не чайка, не суслик и не муравей. Муравьев на Ольхоне видали мы разных. Красные кучные живут большими муравейниками в лиственничном лесу, у них целые тропы шириной в пять-шесть метров и длиной по несколько сотен метров, они переплетаются и по ним постоянно что-то тащут. Чёрные земляные живут в грунте и песке, а выход и вход у их норы всегда один, от силы пара. Зато по размеру они ещё больше, чем красные.
Про людность. Встали мы на хорошем берегу, только RAUM пришлось оставить в зоне уверенного выезда (и то последнюю ночь я его повыше перегнал, поскольку дождик начинался.). Каждый день мимо нашего стана проходил УАЗ экоинспекции, мы его дружно приветствовали поднятой открытой ладонью, огонь у нас горел только в мангале, из подручных материалов даже грабли собрались, чтоб плавник сгребать. В одну сторону стояли Буругерские рыбоводы, в другую стояла одной палаткой в одиночку туристка из Швеции годков так 20 от роду. Итальянцы тоже проходили, но те пенсионеры. И вот на второй день шведка ушла дальше в сторону Полтавы, а на её место приехали наши новые соседи. И чего им не вставалось на пятьсот метров в любую другую сторону далее? Нет вот, прилипли к нашему краю метрах в тридцати. А еще вышел троллинг- у них одна машинка была вроде спринтер-кариба полноприводного, тот еще с натяжкой и везением проходил спуск (и может быть,подъём), а вот вторая машинка- тойота ВВ, там штатный клиренс 13,5 плюс обвесы. Дима им и говорит: вы, мол, на этой не проедете. И не скажи он этого - так и не сунулись, быть может. А то взыграло ретивое: поехали. Под весёлый скрежет обвеса приехали ребята отдыхатеньки. Долго потом трогали обвесы руками и рассматривали глазами. Язык чесался предложить им подорожника. Зачем-то встали ребяты по соседству с нами. Как позже выяснилось, зря. Обремененные этим нежданным вторжением в безоблачный кемпинг нашей экспедиции, мы полночи орали песни с усилием 110-115 децибел, оставив заиками немало чаек. Спокойной ночи.
От мыса Буругер с рыбачьего приюта на третий день пришли к нам рыбаки. Вы, говорят, ночью пели? Мы, сознаемся. А вот купите омулька. Кило за 250 р. 8 рыбов на кило, полчаса как из моря. А что вы думаете, не купим?! И купили. Вот Дима и занялся готовкой, а омуль икряной оказался. В общем, иддилия: дамы затеяли фотосет со шляпами, запуском воздушных зьмиев и прочим, а тут омуль, понимаете ли, на решетке. И тарелочка икры. А я тут подходящий кусок плавника нашел, и стал из него незамедлительно вырезать бурятской традиции бурханчика, навроде тех, что из гагата и прочей минералотуры на сувениры идут. И вот уже почти вырезал, как вдруг к нашим соседям подходит Малым морем на водомётах суръезный такой катер природоохранной инспекции. С его спускаются двое, а еще четверо пехом по берегу с тылов зашли. И начинают, мне в бинокль видно, ребятам выводить гуся. Туда там пальцами показывают, тут руками крутят, в бумаги тычут и к протоколам склоняют. И лица у них, мне в бинокль видно, строгие. И особенно все происходящее нравится самому молодому из них, у которого форма застегнута на все пуговицы и значков полон китель. Уж очень он кровожадно смотрит. И не нравится ему, что я на него в бинокль смотрю. У него, мне в бинокль видно, этот факт вызывает дискомфорт и неприятие. Он боится, что я всем расскажу, как он тайком одевается в форму и трогает протоколы руками. Короче, решает этот соколик проявить бдительность, распространив её на нас. А до нас докопаться- как здравствуйте. У нас омуль на решетке жарится, омулевая икра на столе, стоим лагерем вне пикниковой зоны (хотя это вопрос дискуссионный) и вообще: за компанию с соседями. И вот Дима полушуткой говорит: «А ты попроси бурханчика, чтоб они ушли». Я попросил. Мысленно. И вот самый молодой к нам направляется, а остальные его окликают, и резво так вся шайка садится на катер и на хорошей скорости валит по Малому морю в сторону юга острова. Смех смехом, а штраф нашим соседям выписали. Обвесы поломали, полночи не спали, штраф получили - вот как много может значить неудачно выбранное место для стоянки. А бурханчик-то, похоже, нам освобождение себя из куска плавника отработал. Повесил я его на бунчук знамени головной машины. Съездил бурханчик с Зоей и Димой на Хобой, и остался на Сахюрте после переправы. Так-то на Ольхоне весело. Суслики и прочие туристы ходят. Итальянцы, шведы, китайцы и русские, не считая местных. Через лагерь то и дело бегают местные коровки. Примечательны ханики в стаде: мелкие, как и местные буренки, а хвост метлой и шерсть как у монгольского яка-сарлыка, и рога вилкой. Чайки гусиного размера с ослиным голосом и прочая живность. Чайки своими политональными воплями к Баргузину успели поддостать, но на Ольхоне еще проходили по разряду экзотики. Напротив нашего лагеря два дня подряд учились нырять пяток утят.
На скалу Шаманка съездили, там фотографировались, гуляли, заходили в магазины смотреть сувениры. Там я видел якутские варганы. Ничего примечательного – обычная ключеобразная железяка, а вот цена умилила. Один стоил 8 тысяч рублей, а второй- девять тысяч рублей. И ведь купит кто-нибудь. Это при том, что в сетках можно кованный варган авторской работы с волчьей или там орлиной головой заказать в два-три раза дешевле.
На Ольхоне простояли три ночи, потом пошли дожди, а нам ещё в Бурятию надо было. Снялись с раннего утра и двинули обратно через Сахюрту и Косую Степь в сторону Иркутска.
Ход четвертый. Ольхон-Жемчуг.
На пароме встретилась путешественница наших годов из Красноярского края, переправлявшаяся на материк на пару с котом. Толстенный перс сидел в раздолбанном Nissan-Almera и не особо заморачивался сложностями жизни. Ну как, говорю, зверь на сусликов-то охотился? Да нет, говорит, только на мотыльков, а вот чайки на него, было дело, охотились. Мелкая пакость в виде срыва акции «Сделай Ольхон чище» нас не напрягла: мы действительно сделали остров чище на пяток кубометров мусора (полиэтилен и стекло в основном). Аня и Зоя после активной очистки лиственничного подлеска от отходов обращались друг к другу не иначе, как «Сифон» и «Борода».
Проезд через Косую Степь ознаменован был самоходом Honda Airwave, из-под колес которого вылетело несколько мелких камешков. По лобовому эти камушки оставили несколько сколов. На что еще можно было рассчитывать, потеряв с древка знамени Ольхонского бурханчика? Ладно, ерунда. Водитель! Прилепи защитную пленку на лобовик перед путешествием по М-53. Засверлили и замазали мне стекло за 15 минут и 800 рублей. А пока я прилепил весёлые квадратики скотчем и еду, яростно ругая ругательски дорогу и камни. Что ещё? Мы сами определяли, сколько нам ехать днем. И вот, каждые три часа меняя водителя, мы пилим на крайнюю западную точку Байкала - и вот здравствуй, Култук, десятки километров серпантинов, двигатели и разум возмущенный кипят, тормоза раскалены, зигзагами и выжатые в тряпочку мы попадаем в Култук, доползаем до первой попавшейся позной, едим по четыре позы. Забавно вышло, когда Дима во флектарне с неспоротыми немецкими триколорами поздравил местную продавщицу с днем десантника. Ну, так это ладно. А плохо, что стоит колом пробка на весь Култук. А место это непростое и специальное, его не минуешь, тут одна дорога, это крайний юго-запад, и в любую сторону проезд именно здесь. Смотрим внимательно на трехсоставную пробку в сторону восточного берега (судя по спокойным лицам, у них это типа режимного момента). И ночевать в той пробке нам не улыбается. Потому поехали в Тункинский район Бурятии. Вышли из положения.
Про Бурятию. В западную Бурятию въехали через Тункинский заповедник Взносы за проезд для обустройства заповедника взимаются вполне культурно, что приятно. В степи проехали по характерным местным деревням, где из земледельных дел разве редко где картофель и палисадники с цветами. Миновали пару ступ и остановились в Жемчуге - термальные источники, шикарные торговые ряды, богатые ресторации с бурятской кухней и местным пивом. Спасибо ресторатору Валентине Гомбоевне! Местное светлое солодовое пиво «Шаман» отличается мягким хлебным вкусом. Пока ждали позы, хушур (вроде поз, но без горловинки, и варится в кипящем масле) и мясное блюдо «Охотник» с пловом, вкинули по кружке. Это покупное. А домашние калачи и сыр здесь продают такие, что из-за одного их аромата стоит четыре тысячи проехать. Продавала нам калач местная девочка лет десяти. «Купите у меня калач!» - говорит. Я ей толкую, мол, есть хлеб у нас, а она мне снова - « А купите у меня калач!». Ну что ты будешь делать. Такой калач оказался шикарный - совсем без разрыхлителей, не выпечка, а искусство, ели и нахваливали. Домашний сыр (коровий) непревзойденного вкуса, монгольский чай (пресс-кирпичи 300 грамм), чай по-монгольски (с молоком и солью) – очень интересный стол, сдобренный неистребимой ноткой степной пыли. Также пропасть монгольского товара из кожи, сапоги, кошельки, верблюжья шерсть и всякие там пользительные травки вроде сагаан-дали и курильского чая.
Ход пятый: Жемчуг-Култук-Турка-Баргузин.
Вернулись через Култук на восточный берег и поехали в сторону Баргузина. Заправились под пробку и доверились навигатору: прокладка без парома через Селенгу имелась. Едем такие все из себя веселые: четыре полосы асфальта, а машин нет совсем. А асфальт берет и превращается в средней убитости лесную грунтовку. Жара, под 35, ясный солнечный день, раскаленная глина, смоляной дух - и вся дорога в бабочках. Какие там парки бабочек на Бали, тут и так непуганая дикая природа. Грунтовка битая, но мягкая. Страшно подумать, что в тех местах в дождь. Вот миновали мы пару местных, потом проехали богом забытую деревню Покровку, где был, наконец указатель, а там и поворот на Турунтаево и село под веселым названием Кома.
Ближе к вечеру проехали целый набор строящихся особых экономических зон (отели, не иначе) и по замечательному бурятскому асфальту попали в Турку. Спиртное в Бурятии продают до 21.00. А стоять пока ещё негде и до Горячинска езды с полчаса. И бивак на восточном берегу - это вам не Ольхонские просторы. Тут 10 метров без палатки - роскошь немалая. В общем, заехав в неприлично людный Горячинск и убоявшись наступающих сумерек, встали на берегу на свободном клочке, оказалось место непосредственно перед скалой Черепаха. Про легенду скалы Черепаха ищите самостоятельно. Вкратце - это черепаха, разбившая черную жемчужину, в которой заключалось все зло мира. Вот не захотела она это зло хранить и раздавила. Потому и окаменела чуть менее, чем полностью. Надо заметить, Черепаха и помирила нас, уже изрядно подуставших от дороги и поругавшихся-таки маленько в Западной Бурятии. Судя по легенде, ей не в первой. Прибой на берегу у Турки мощный, морской.
Ручейник лез на свет почем зря. Зажженные свечи наутро продемонстрировали готичную картину: ручейники попадали в расплавленный парафин, застывая в нем. Именно из-за личинок ручейника в иных местах побережья Байкала медведь и гуртуется на откорме.
Туристы с наступлением утра полезли похлестче ручейника. Негромко возмущаясь, вылезаю из палатки, потому, что через бивуак прет несколько десятков праздного вида туловищ. Три минуты - и народу, что хоть в футбол играй. Фотосессии начались, солить их тарталетку, вот и с добрым утром. Позавтракали. Побродили. Пофотографировались. Поехали на Баргузинские ворота и обнаружили, что берег здесь не только каменный, о который прибрежная зыбь походя щепит и шкурит пятиметровые сосновые сутунки, а еще и песчаный. И то ли рефлекторно, то ли по счастливой случайности мы повернули в сторону моря мимо пирамиды из валунов у речки Безымянная (рекорды по частоте наименований речек - именно в Бурятии: Безымянная, Суходол или просто р.Б\Н) и нашли замечательный берег. Песок как на Баунти, сосны как на Рижском взморье, а лагерь нам оставили со столами и лавками. Одних дров кубов пять.
Мусора, между тем, тоже унаследовали кубов десять. Народ не заморачивался вывозом на свалки. С дачного поселка прибрёл сторож, измученный нарзаном, на две бутылки пива мы выменяли пяток свежих омулей. А еще нам достался каркас полевой бани с очагом из камней.
Сбор мусора и его утилизация путем сжигания - дело нехитрое, скучноватое и техничное. В общем, превратили мы мусор в несжигаемые массы- прогорелую жесть и стеклооплавки. Набили пять мешков и вывезли на свалку. А потом на финальный вечер стали баню топить. Топили три часа, а залить потом часа полтора не могли – хорошие камни попались, хорошо жару набрали.
Суховато описываю я все те дела, а впечатлений была масса. Вспомнить хотя бы как Диму колбасило по песчаному пляжу метров сто направо да метров сто налево от радости. Может даже после какого-то критического барьера переживаний перестаешь удивляться и просто фиксируешь происходящее.
Походная баня, из которой выходишь окунаться прямо в Байкал. Глубочайшее и широчайшее место Байкала прямо между нашей стоянкой и Ольхоном (документальный факт). Чистейший песок берега и сосны. Ольхон и мыс Св.Носа в прямой в бинокль видимости. Нам. Здорово. Повезло. Со. Стоянкой. Мы сделали это место чуть чище, спалив немножко мусора и увезя недожоги на свалку. И вот что я вам скажу: надо ездить туда почаще, пока весь берег не стал одной особой экономической зоной. Диких съездов на побережье очень скоро не останется, а те, что останутся, будут кошмарными.
Про длинные перегоны. Примечательна необходимость хорошенько настраивать водительское и пассажирское кресла перед дорогой. Не просто настраивать, а Очень Хорошо настраивать. Ибо поясница в голос плачет, если настроить хоть немного неверно.
Еще полезно меняться по три часа на водителя. Это просто находка была- ведешь три часа, потом за полчаса до переменки сменщик выпивает маленькую банку энергетика, и смена. Через два с половиной часа сам пьешь банку энергетика - и смена.

Путь домой.
Ход шестой : Баргузин-Иркут-река.
Выезд со сказочной стоянки, проезд до свалки: оставили мусор, и вперед. Нам предстояло пройти Бурятию (на этот раз без лесной дороги, поскольку было пасмурно) и выйти на западное Прибайкалье. На пути Баргузин-Улан-Удэ встречались целые деревни зомби. Идут такие полутрезвые туловища вдоль дороги, качаются, вздыхают на ходу. По дороге через Улан-Удэ купили фонарик, который планировали заказать интернетом. Мелочь, а приятно. На заправке Роснефть сдуру купили шарбин и чебуреки. Налопались их, как школьники. И конечно же, отравили себе живот.
Мы успешно проехали Бурятию, добрались до Култука, прошли все его зубодробительные серпантины в компании привычных ко всему фур, купили омулька (последняя точка Прибайкалья с непосредственным выходом к морю) и двинули на Иркутск. В Култуке посидели в кафе с телевизором, с рыбой вход запрещен, по ТВ новости о терактах, вся погань большого мира и цивилизации. И бохлёр отвратного качества, даже пенку снять не позаботились. На самом деле, весь негатив у меня шел от сильного медно-свинцового привкуса во рту и набирающей обороты карусели в брюхе. Ребзя, у меня плохие предчувствия.
Ночер наступал на брызговики, потому встали лагерем на берегу реки Иркут, слегка согнав пару-тройку рыбаков. Спалось беспокойно. Часто выходил дозором на разведки и минирование подходов. Служба. Безопасность. Проклятый, ненавистный заправочный чебурек! Ты убил во мне туриста на ближайшие шестнадцать часов! Я работал сапёром-разведчиком и увлеченно заедал лоперамид кофеином.
Ход седьмой: Ирск-Кырск.
К слову. Когда ехали на восток, я в Тисульском районе указатель видел - до Красноярска там столько – то км, а до Иркутска 2234 или вроде того. Меня сам факт упоминания Иркутска здорово тогда смутил. А почему, думаю, Иркутск, а не Владивосток? Или не Сан-Франциско? А назад мы расстояние от Иркутска до Красноярска покрыли за световой день и темновой вечера.
Едем. Трасса. Тулунский район. Вот-вот начнется лесная грунтовка. И самое интересное: Анюта грунтовку просто проспала. Это она-то с её-то сном. Так что отдых идёт на пользу, и ещё как!
Заправки, заправки, заправки. Тулунский район, Тайшетский, Поймы. Лоперамид и кофеин превратили мое пузо в песочные часы, сидел в водительском кресле свою вахту куда прямее и увереннее обычного. А выражение лица у меня было любой встречной сове на зависть. Хоть сейчас плакат с меня пиши. Про «храни, боец, винтовку, как жизнь свою». Дорога быстро научает: не ешь, что попало. И эта наука запоминается, будьте уверены!
Вот и Канск. Заправляемся под пробки родным и долгожданным газпромнефтевским бензом. Уже темнеет, а нам еще требуется доехать до Красноярска и найти ночлег. Последние полтора часа дороги были несколько утомительны - туман, ночь, бесконечный асфальт и тупящий навигатор.
Ночью приехали объездами в гостиницу, спорить о ценах на номера сил не осталось, залегли отсыпаться.
Ход восьмой: Кырск-Новокузнецк.
Отпуск был неодинаковой продолжительности, поэтому в Красноярске экспедиция разделилась. Обратная дорога шла уже не через Шарыпово-Тисуль, а через Ачинск-Мариинск. Ачинский район изобиловал сувенирами из бересты и дерева, чучелами зверюшек с двумя левыми глазами и всякой орехой-ягодой. Кемеровская область встретила нас ясной погодой, прошли Кемерово даже раньше планируемого времени, потому двинули далее и к полдесятому вечера были в Новоильинском районе Новокузнецка.
_________________
чтоб я так смог, как ты мне помог,честное слово!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Девушка с веслом Зоя
Знатный Натуралист
Знатный Натуралист


Зарегистрирован: 27.04.2009
Сообщения: 263
Откуда: Новокузнецк

СообщениеДобавлено: Ср Окт 02, 2013 13:17    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ох, Лексей, порадовал!!!!!!!!! Красота, и слог, и юмор...как заново все прожила!!!!!! Evil or Very Mad
_________________
Из двух зол выбираю то, которое еще не попробовала!)))
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
РИФ
Спелик по жизни


Зарегистрирован: 14.11.2010
Сообщения: 181

СообщениеДобавлено: Ср Окт 09, 2013 18:15    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Отчет зачетный, сразу видно, турист родился, очень много маленьких и нужнх моментов, что взять и как использовать.

не раз улыбнули обороты типа: " магазины с идентичным содержимым",
" народ упорно стремящийся к регулярному общению", "сегодня комары едят копченное" и про особое влияние нестабильных биржевых индексов на земляка Серегу! .

не совсем понял про девочку в синей курточке и ее влияние на туристов?

Зато очень захотелось побывать на Байкале.
Думаю, что если отчет разбавить в мру фотками, ему цены не будет.
ну, и есть повод вернуться - бурханчика то оставили...
_________________
Нанхчул - переводится, как свет после туннеля.
Особенно это становится понятным когда выходишь из пещеры...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Xatik
Администратор сайта
Администратор сайта


Зарегистрирован: 29.11.2008
Сообщения: 918
Откуда: Кемерово - столица Карасей

СообщениеДобавлено: Сб Окт 12, 2013 14:56    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

РИФ писал(а):
ну, и есть повод вернуться - бурханчика то оставили...


Тот самый бурханчик:


Коля! Отчет, конечно, дополним впечатлениями и фото! Ожидаятя!
_________________
Twisted Evil Хочешь изменить мир? Начни с себя! Twisted Evil
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум Борзые Караси -> Отчеты, дневники и рассказы Часовой пояс: GMT + 7
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB