Список форумов Форум Борзые Караси Форум Борзые Караси
Россия. Сибирь. Кузбасс. Кемерово. Походы, туризм, экстрим, активный отдых, спорт, приключения и путешествия. www.borziekarasi.ru
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Соло-сплав Аламбай 2010.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум Борзые Караси -> Отчеты, дневники и рассказы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Макс
Борзый Карась
Борзый Карась


Зарегистрирован: 01.12.2008
Сообщения: 160
Откуда: Барнаул

СообщениеДобавлено: Пн Май 03, 2010 12:04    Заголовок сообщения: Соло-сплав Аламбай 2010. Ответить с цитатой

Начало.

Как-то с месяц назад один знакомый и очень хороший человек Игорь Тихонов, предложил собрать компанию и сходить на сплав по Аламбаю от Рассыпной и ниже. Дело знакомое, приходилось сплавляться по этой речке не раз, в разное время и в разном составе. Прошлый сплав откровенно говоря разочаровал. Отчет о нем я уже выкладывал: http://www.borziekarasi.ru/forum/viewtopic.php?t=523. К сожалению, из-за того, что загнулся сайт ipicture.ru, фото исчезли но смысл понятен: из-за аномальной активности бобров верховья реки превратилась в сплошную полосу препятствий. Стартовали мы тогда практически в истоках Аламбая и финишировали на Рассыпной. Сплавляться ниже мне казалось уже неинтересным из-за того, что там русло реки становиться более спокойным и исчезает какой-то элемент экстрима. Жизнь показала как я ошибался, главное поймать свою воду. К сожалению Игоря на сплав не отпустила работа. Я уже настроился на сплав и решил сходить в одиночку. Был уверен, что мне предстоит приятная прогулка на воде. Немного напрягало то, что я буду сплавляться в одиночку по совершенно диким таежным местам, но решение было принято и я пошел…

Подготовка.

В качестве сплавного средства была выбрана обычная двухместная лодка «Уфимка-22», любимый катамаран отпадал по в силу того, что в одиночку им управлять просто невозможно. Продуктов взял по минимуму: в основном быстрорастворимые каши, пакетированные супы, хлеб, конфеты и крекеры. (Скажу сразу, что 80% продуктов осталось невостребованными из-за нехватки времени, а позже и сил, и желания тратить время на готовку еды.) Взял обычный армейский котелок, палатку взял старую – Тритоновскую двушку, остальное - стандартный набор. В целом рюкзак вытянул кг. на 30. Был правда еще один рюкзак с лодкой, кг. на 10 и два весла. Нужно было как-то все это нести, но я решил решать проблемы по мере их поступления.

1-й день.

Начало стандартное – электричка, 4 часа езды, станция Тягун. И порядка 20 км. ходьбы до Рассыпной. Местные жители давно привыкли к чудакам – туристам с огромными рюкзаками, но зрелище одинокой фигуры, идущей с двумя рюкзаками (второй на веревочной подвеске на плече) все-таки вызывало у них некоторое недоумение. Но жизнь их давно отучила задавать вопросы…. Хотя стандартное – «Ну псих!» в их глазах читалось очень явно. Спустившись в распадок с Аламбаем я удивленно остановился. Реки, как таковой, не было. Был один сплошной поток воды, шириной метров 300, разлившийся по всему распадку. Во время нашего прошлого сплава ширина Аламбая на Рассыпной не превышала 40м. Зрелище было завораживающим. Обычное русло реки немного определялось по отсутствию деревьев.

Остатков моста, еще существовавших в прошлом году, не было и в помине. В течение получаса накачал лодку, упаковался и стартовал. Как выяснилось, «Уфимка-22» очень неплохо управляется в подобных условиях, несмотря на тяжелый рюкзак, лежащий на носу. Главная задача была придерживаться русла, что было иногда очень проблематично. Распадок, по которому течет Алабмай, очень извилистый и вода упорно пыталась срезать себе дорогу, пробираюсь напрямую через затопленные дебри. В этих ситуациях приходилось интенсивно грести, уходя с основного потока. Постепенно ритм движения был пойман и я начал наслаждаться сплавом. С интересом осмотрел место на берегу, где мы в прошлом году собирались на день рождения товарища. По уютной полянке, где мы прожили в палатках три дня, шла вода…. На ночевку решил становиться в районе 6 вечера. Начал присматривать себе подходящую поляну и понял, что шансов пристать к берегу вообще нет. Варианта было два: либо вертикальные скалы, либо затопленный лес. Перспектива ночного сплава по такой воде совсем не привлекала. Все-таки я увидел справа симпатичную поляну, налег на весла и вот она – земля! Колумб точно так не радовался… )) Уже зная коварный нрав Аламбая, который в очень короткое время может затопить все вокруг, унес все вещи метров на 100 от реки. Обнаружил, что одно из весел сломалось, лопасть висела на одном гвоздике.

Похоже это случилось уже в последний момент, когда я причаливал. Пришлось заняться ремонтом, в результате которого лопасть вернулась на место, а весло стало короче на 10 см. Обустроился, поужинал, прогулялся вокруг.

Часов до 10-ти почитал книгу и лег спать. Спалось неважно, где-то невдалеке бродил какой-то крупный зверь, время от времени слышался треск валежника. Подкинул дров в костер, к счастью незваный гость близко не появился.

2 день.

Утром, проснувшись и выбравшись из палатки, задумался: «А где собственно вчерашняя река?». Лагерь стоял уже метрах в 200 от Аламбая. Там, где еще вчера шел мощный поток воды, стояли одиночные, покрытые льдом, лужи и лежала примятая течением вода. По моим прикидкам, уровень воды в реке за ночь упал на пару метров. Сказались ночные заморозки…

Немного расстроившись по поводу отсутствия воды и предстоящего, как я думал, матрасного сплава, начал собираться. На воду встал поздно, где-то в районе 10 утра. Течение, по сравнению со вчерашним, и в правду казалось медленным и ленивым. Погода была солнечная, пейзажи красивыми….

Первые изменения я почувствовал ближе к 12 часам, скорость течения нарастала прямо на глазах. Когда я чуть не прозевал очередной топляк, понял, что любоваться пейзажами так пристально уже не стоит. Вода прибывала очень быстро, горячее солнце сделало свое дело. Теперь матрасной прогулкой мне казался уже вчерашний сплав. Русло Аламбая отличается большим количеством коряг разных размеров и самых фантастических конфигураций. Они хаотически разбросаны по всему руслу. Многие, благодаря большой воде, ушли под воду, но большие деревья, когда-то смытые водой, остались. Сплав превратился в некое подобие слалома. Примерно через час после старта я прошел место впадения Ингары в Аламбай. Воды ощутимо добавилось, коряг меньше не стало. Но добавились новые сюрпризы: появились водовороты. Некоторые были небольшие и проблем не доставляли, а в некоторых лодку сразу начинало быстро кружить и только после интенсивной работы веслами удавалось вырваться из них. А еще появились пульсары, правда они были небольшие – не больше полуметра, но когда эта «водяная бомба» срабатывала под лодкой, ее, даже неплохо загруженную, ощутимо подбрасывало. В верховьях Аламбая я такого не видел. Уровень адреналина начинал зашкаливать… Smile Определенную сложность добавляло то, что практически на всей дистанции сплава не было мест, удобных для причаливания. Т.е. полностью исключалась возможность каких-либо обносов проблемных участков и любых ремонтов. К счастью ширина русла позволяла маневрировать и аварийных моментов удалось избежать. К концу дня после очередного поворота на высоком косогоре появились первые признаки цивилизации:

Решив сделать привязку к карте, остановился и пошел устанавливать контакт с аборигенами. Это оказалась небольшая деревенька под названием Горюшино. Подойдя к семенной паре в крайнем доме, разговорился. Люди оказались очень приятные, переговорив о трудностях и прелестях современной жизни, они мне посоветовали вставать на ночевку рядом с деревней. Дальше мест, подходящих для стоянки, по их словами не было. В качестве бонуса выдали мне информацию о том, что в трех километрах ниже по течению водой в этом году разрушило мост и опросили быть осторожнее. Перспектива ночевать рядом с деревней не радовала, да и на часах было только 17. Еще пару часов можно было идти. Но семь часов непрерывных скачек на воде сказывались, ощущалась усталость. Решил прислушаться к их совету (завтрашний день показал, насколько это было мудрое решение! Smile ). Рядом с деревней я вставать не стал, нашел в полукилометре красивый обрыв, заросший кедрами. Перетащил все вещи туда и занялся обустройством лагеря.

Земля под кедрами оказалась усыпанной прошлогодними большими шишками. Эх… Попасть бы туда осенью… Прогулялся по окрестному лесу, места очень красивые, много кедров. И очень наглые рябчики, летали вокруг меня, пересвистываясь и даже не маскируясь. Несмотря на загруженный день, аппетит почему-то отсутствовал, заварил пачку каши, попил чай и завалил с книгой в палатку. Не мог уснуть до часу ночи, может сказывались пережитые эмоции. Ночью начался небольшой дождь. Под его шелест я задремал.

3 день.

Проснулся в начале шестого. Решил сегодня уйти на воду рано, поэтому готовкой завтрака не занимался. Вскипятил на горелке воду и попил чай с конфетами и крекерами. Собрался и в 7 часов пошел дальше. Вода за ночь, не смотря на ночной дождь, упала примерно на метр, но течение оставалось сильным. Тайга в этом месте заканчивалась, уступая место смешанному лесу. Соответственно ушли и скалы. Ниже этой деревни Аламбай начинает сильно петлять. За каждым поворотом пытался увидеть снесенный мост, обещанный мне накануне. Почему-то я думал, что это будет обычный деревенский мостик. Увиденное напрягло: высота берегов в этом месте достигала примерно 4 метров, мост представлял подвешенную на тросах конструкцию. Не знаю виноват ли был здесь паводок или обычное человеческое разгильдяйство, но вся нижняя часть моста обрушилась в реку. К счастью по центру оставался проход шириной порядка двух метров, в него я и проскочил. Никакие обносы в этом месте были совершенно невозможны. Скалы постепенно терялись, берега превратились в большой глиняный обрыв. Высота его порой достигала 7-8 метров. Здесь столкнулся с другой опасностью – время от времени эти обрывы, подмытые течением, с грохотом обрушивались в реку. Погибнуть под обвалом на сплаве было бы совсем глупо, во возможности старался придерживаться середины. В этот день начали доставать бобры. Эти чудные животные сидели на берегу и дождавшись, пока я с ними поравняюсь, со страшным шумом прыгали в реку. В одном месте, когда течением меня прижало к берегу, целое семейство бобров почти запрыгнуло мне в лодку. Подозреваю, что это были бобры - автостопщики и собирались они идти со мной, как минимум до Оби. Не допрыгнули, но очень обрызгали…. Smile Водовороты почти исчезли, но появились т.н. «котлы». В таких местах течение куда-то пропадало и вода просто кипела на одном месте. Можно было бросить весла, лодка просто кружилась на одном месте…. После нескольких интенсивных гребков можно было снова выйти на течение. Дошел до слияние двух Аламбаев – Лесного и Степного.

Как ни парадоксально, Аламбай, по которому я сплавлялся и который течет почти все время по дикой тайге, называется Степной. Возможно из-за вот этих нескольких последних десятков километров. Первый раз увидел как одна река впадает в другую против (!) течения. Возможно из-за этой особенности в месте слияния Аламбаев находился просто гигантский «котел». Вода здесь перемещалась хаотично и во всех направлениях. Для того, что бы выбраться из этого места, пришлось основательно поработать веслами. После слияния Аламбай стал уже большим и степенным. Несмотря на большую воду, течение замедлилось. Пейзажи вокруг стали довольно заурядными – околки и перелески, береза с пихтой. Сверившись с картой,я понял, что при таком темпе движения дорога до 93 км займет еще минимум пару дней. Решил скорректировать планы – финишировать в деревне Казанцево, от которой до ЖД станции идти порядка 10 км. Время поджимало и пришлось взяться за весла, после нескольких часов интенсивной гребли увидел точку своего финиша.

Местный житель, узнав, что в я в одиночку сплавился от Рассыпной, в открытую назвал меня ненормальным и сказал, что такой воды не было с 1988 года. А я и не стал спорить, просто попросил меня сфотографировать уставшего, но довольного…

Около часа ушло на сборы, два часа на дорогу. И вот я уже сидел на станции в окружении своих рюкзаков в ожидании электрички в бутылкой холодного пива в руках. Пиво было приятным….
P.S. Обязательно пойду еще. Главное - поймать свою воду…. )))
P.P.S. Диета неплохая – минус 6 кг за три дня….

Маршрут сплава:

_________________
...делай что должен, случится чему суждено....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Махрютка
Борзый Карась
Борзый Карась


Зарегистрирован: 04.12.2008
Сообщения: 198
Откуда: Новокузнецк

СообщениеДобавлено: Пн Май 03, 2010 12:38    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Макс, отчет как всегда замечательный и содержательный. Бобры - автостопщики порадовали Very Happy Ты уверен что они хотели просто прокатиться, а не замышляли диверсию против тебя? Wink

А раньше были соло походы?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Макс
Борзый Карась
Борзый Карась


Зарегистрирован: 01.12.2008
Сообщения: 160
Откуда: Барнаул

СообщениеДобавлено: Пн Май 03, 2010 12:54    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Махрютка писал(а):
Ты уверен что они хотели просто прокатиться, а не замышляли диверсию против тебя? Wink

Слушай! Как-то я сразу не догадался. У меня весла на этой лодке деревянные, похоже их на экзотику потянуло..... Smile
Махрютка писал(а):
А раньше были соло походы?

Пешие....
_________________
...делай что должен, случится чему суждено....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум Борзые Караси -> Отчеты, дневники и рассказы Часовой пояс: GMT + 7
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB