Сайт Борзые Караси (логотип)

Многоликая Хакасия 2008

Последний рабочий день перед отпуском. Завтра едем в Хакасию. Куда конкретно, каким составом, какой дорогой точно не знаю. Нашла в Интернете хорошую схему проезда к интересующим нас местам. В дорогу взяли много вещей – не на себе же нести.

Лена - штурман Хакасские просторы

Выехали двумя машинами из Кемерова очень рано, еще затемно. Детишки в дороге много спали, еще бы – встать в такую рань. Мы их в машину практически грузили. Мы с Димой 2 раза менялись за рулем. Очень удобно. Ехали по карте, иногда, как выразился Артем, проверяли местных аборигенов на знание географии.  Позавтракали бутербродами прямо на ходу. Немного поплутали в Ужуре, там же запаслись хлебом и хакаской минералкой. Оказалось, что едем мы на озеро Беле. Когда-то мне посчастливилось побывать в командировке в Абакане, столице Хакасии, и на выходные нас возили на малое Беле. Поэтому мы прямиком отправились на малое Беле. Количество машин, палаток и людей на берегу нас поразило. И это в четверг!!! А что же будет в выходные? Поговорили с охранником и решили ехать все же на большое Беле, там людей меньше.

Вокруг оз.Белё - только палатки и машины Можно и позагорать
Довольная и мокрая Снежана Вечер на оз.Белё

Озеро по всему периметру огорожено натянутой между столбами проволокой. Все поделено. От основной дороги к озеру ведут несколько дорог, причем если поехать по любой из них, то на другую можно попасть только вернувшись на основную. Мы каким-то чудом свернули на самую левую, она привела нас к малолюдному на тот момент берегу.  Получив у шлагбаума за 250 руб. с машины какие-то талончики, мы наконец-то подъехали к озеру.

Поставили лагерь. Тент пришлось натягивать между машинами. Хорошо, что Артем заранее срубил 2 жерди. Детишки сразу убежали к озеру. Такие счастливые лица. Озеро изумительного бирюзового цвета, у берега чуть коричневое от камней. И степь кругом. Вода не сказать чтобы теплая, но мы вдоволь накупались. Весь день мы только и занимались тем, что купались, загорали и ели. Наблюдали за парашютами и гидроциклами.  Единственной проблемой на тот момент было вытащить детей из воды. Чуть ли не с плачем переодевали их в сухую одежду и поили чаем. А надолго ли? Снежка тут же маралась в саже от костра и «шла мыть ручки».

Дети уснули рано, их даже ночные салюты не разбудили. А машины все ехали и ехали…

На следующий день приехали Дима и Аня. Тут же запустили воздушного змея с флагом «Карасей». Обменялись впечатлениями. Ближе к вечеру Дима и Артем все же соблазнились прокатиться на шайбе за гидроциклом. Весело было всем!!!

Водный экстрим и тут нашел свое место! Наше местечко под солнцем

Салюты начали палить рано, дети еще не спали и мы на них все смотрели и смотрели, пока сон не сморил. Утром дочь как только открыла глаза, сразу попросилась на улицу – салюты смотреть! Еще с вечера стало облачно и ветер просто сдувал. Решили с утра ехать на Туимский провал.

Неспешно позавтракали, собрали лагерь. По карте доехали до нужного места. По дороге встречались дети с табличками «Покажу провал». Цена – 100 руб. Когда ехали по населенному пункту, еще раз остановились спросить правильное направление у мальчишек – ответ был «100 рублей».  После это стало хорошей шуткой. Нашли провал сами. Откуда едут машины с номерами других регионов, туда и нам нужно.

Вид на деревеньку Туим Туимский провал

Туимский провал – место впечатляющее. Сначала даже страшновато стало. На горе такой ветер. Прямо в центре горы огромный провал, а внизу бирюзовое озеро. Обошли провал, посмотрели на него со стороны смотровой площадки. Полюбовались сувенирчиками. Дима расспросил у продавца сувениров про ближайшую «Ледяную» пещеру и мы поехали к ней.

Незатейливый сервис у пещеры предложил нам за 100 рублей по каске и фонарю (аккумулятор в коробке на ремне из резины, проводочки и автомобильная фара – тяжеленькая конструкция).  Собралась группа и с экскурсоводом спустились в пещеру.  Там когда-то работали заключенные, добывали медь и вольфрам. Шли практически в полный рост. В одной из штолен была огромная глыба льда, отсюда название пещеры.  Вопреки опасениям детишкам в пещере понравилось. Эдакие малюсенькие шахтеры.

Пещерные человечки

По выходу из пещеры особо голодные пошли уничтожать остатки  печенья, а особо любопытные пошли выше на гору. Когда мы туда собрались, местные предупреждали, чтобы мы не совались в ту пещеру. Позже мы поняли почему. Место интересное и печальное, поскольку на видном месте стоит большой деревянный крест с фотографией молодой девушки, видимо погибла здесь в пещере или на скалах.

Пособирали интересных камушков, пофотались и спустились. Нужно было искать место для обеда. Покатались и вернулись практически к провалу. Скоренько разбили лагерь в живописном месте у ручья на краю деревни. Сварили «Туимский супчик» и наконец-то покушали! Всем понравился глиняный обрыв, весь в ласточкиных гнездах.   До обеда все мысли были заняты едой, а после стали решать – куда ехать дальше. Дима позвонил своему знакомому опытному спелеологу и спросил, куда можно сходить таким составом новичков и без веревок. Получили пункт назначения, нашли его на карте и поехали.

Чем ближе подъезжали, тем становились выше и живописней горы. Заехали в деревню Малая Сыя, спросили направление. У пещеры мостик через высохший ручей и строгая табличка с правилами поведения. Она также гласила о возросшей численности летучих мышей в пещере (правда, мы так ни одной и не увидели). Наши малыши спали, поэтому мы с Наташей остались возле машин, а остальные пошли покорять пещеру. Встретили группу, только что вышедшую, все чумазые с разными от впечатлений лицами.

Пещера Археологическая Мы видим небо!
Дорога на Малую Сыю Пещерные места

Наши вышли такие же – разные. Решили идти опять, но уже другим составом – Наташа, я и повторно Дима и Аня. Оделись во что не жалко, взяли фонарики и спустились. Предварительно Дима провел инструктаж. В обязательном порядке поздоровались с Белым Спелеологом. Пещера Ледяная померкла тут же. Буквально пару недель назад я зарекалась, что НИКОГДА не полезу туда. Но мне Понравилось! Очень красиво, обходим на четырех конечностях большие камни. Кое-где тропа просто отполирована туристами, особенно, где приходилось скатываться на пятой точке.  Место явно популярное. Стены блестят в свете фонаря, а в гротах свет не достает до “потолка”.  Ощущение времени и пространства тут же потерялось. Сколько мы ходили, где конкретно выход?  Дима со Снежкой все же спустились и в эту пещеру и ждали нас у выхода. Ребенок все хотел увидеть летучих мышей. И говорит что видел…

Обменялись впечатлениями, переоделись, умылись и поехали искать место для ночлега. В деревне стояло много палаток. Это место для спелеологов. Там очень много интересных пещер. По дороге много останавливались фотографироваться. Пейзажи, конечно, впечатляющие. Скалы в хвойниках, извилистая дорога, река и опять скалы. Останавливались возле курганов. В Хакасии их очень много. Нашли место изумительное для стоянки. На границе поле-лес. Начали разбивать лагерь и тут…  так получилось, что захлопнулась дверца машины Артема. Ключи в машине. Парни попытались открыть форточку, но ничего не вышло. Пришлось бить стекло…

Быстренько приготовили едуууу! Нас очень порадовала чудо-радуга!  Полностью освещенное закатным солнцем поле и радуга в небо! И еще табун лошадей прошел мимо и растворился… Сам по себе без пастуха.

Ужин при свечах был весел и романтичен одновременно.

Утро выдалось солнечное! Поехали сначала на пресное озеро Итколь. Мне оно в моем прошлом путешествии так понравилось. Ребята посмотрели на него, тоже самое количество машин, платный въезд. Развернулись и поехали в сторону дома с заездом на самое соленое озеро Тус. Дорога туда очень пыльная, количество машин просто поражает.

От озера сильно пахнет, все люди измазаны в лечебной грязи, кое-кто даже в целлофан завернулся. Набирают в бидоны эту грязь. Решились залезть в воду только я и Артем. Есть там такой настил, чтобы не идти очень долго по илу, а сразу очутиться в воде, хотя бы по пояс. Вода держит, сразу защипали мелкие ранки на коже, о которых даже и не подозревала. Все тело стало скользким. Без восторга от этого места мы переоделись, слегка обтерлись и поехали домой. Мы не стали смывать с себя полезную соль и всю дорогу домой почесывались…

Озеро Тус А вот и мы все

Распрощались по дороге с Аней и Димой, они уезжали обратно к родственникам в Саяногорск. По дороге едва не пришлось толкать нашу машину. На нужной заправке не оказалось бензина. На парах ехали до следующей. Все обошлось. В обязательном порядке ужин в кафе на Мариинской трассе. И уже практически по темноте домой. Кемерово встретил нас дождиком. Вот такое путешествие в многоликую Хакасию!