Сайт Борзые Караси (логотип)

В пещерах Нанха.

1 2 Фото

Наша дружная ватага в Нанхе на полянке у базового лагеря

А вы когда-нибудь были в пещерах? Не в тех пещерах, куда ходят в шортиках и панамке под унывное бубнение экскурсовода, а там где темно и узко, там где холод и глина, где  спуски на веревках и подъемы в «распор»…

Вот и я не был в таких пещерах до этого момента, когда меня позвал Коля (Риф) с их группой в пещеры. С Колей я познакомился на форуме нашей энергосистемы – он и я любим походы и путешествия, так и завязалось знакомство на этой благодатной почве. В ноябре Коля и его товарищи собирались в хакасское местечко Нанхчул, в окрестностях которого множество разных пещер, Коля пригласил и меня. Мне же было ну очень интересно побывать в пещерах, хоть я и не очень-то люблю узкие места, в которых можно застрять, но жажда познания, экстрима и адреналина  - перевесили.

3 Ноября

Ну вот, 2 ноября мы встречаемся с Колей на железнодорожном вокзале в Новокузнецке. Большой ватагой идем с рюкзачищами к поезду Новокузнецк-Абакан, на улице небольшой морозец, но мы, окрыленные предстоящим походом по-быстрому знакомимся на ходу, чего-то там шутим. Ну и вот наш вагон, точнее – так получилось, что группа была раскидана по двум вагонам. Туристов было много, и как оказалось, большая часть из них была - спелеологи. Шустро раскидали рюкзаки по верхним полкам, расположились по местам и…. конечно, стали доставать провиант и горячительное. Ну вот как-то повелось у туристов – выпивать малость «горячей» воды за знакомство, а зачастую это знакомство происходит в дороге к маршруту, как у нас, например, в поезде. Как водится, закусили, начали разговоры разговаривать. В нашей группе было много девушек-спелеолочек, которые множество раз были в пещерах и имели «за плечами» огромнейший опыт. Как оказалось, ребята, с которыми мне посчастливилось встретиться, все раньше занимались в детском туристическом клубе «Загадка» г.Калтан. Потом они подросли, поступили в институты в других городах, но по традиции, в ноябре встречаются вместе – в «Нанхе», как они его ласково называют.

Веселое знакомство в поезде Подтягиваем рюкзачки перед выходом Темная-темная ночь Нанха..

Ночь за разговорами прошла быстро и вот мы весело выкатились гурьбой на перрон станции Нанхчул. Светили звезды, стоял хороший морозец. Пересчитались, подрегулировали рюкзаки и тронули в путь, который шел прям по дороге в сторону лесного массива. Мне «достался» интереснейший собеседник – Денис Медведев, с которым мы в последствии подружились. Денис увлекается астрономией и показал мне несколько звезд и созвездий и даже Венеру, которая была видна в это время. А также мы нашли еще одну очень интересную и волнующую нас тему – это книги о тайге и тех, кто живет там. Сразу вспомнились такие авторы как Арсеньев, Федосеев и их легендарные герои – Дерсу Узала, Улукиткан… Приятно накатила ностальгия по детству, когда я перечитывал эти книги по нескольку раз по совету своего деда. Так, под сиянье звезд и разговоры, мы быстро дошли до тех мест, где спелеологи обычно ставят базовые лагеря.

Дело том, что в округе множество пещер, поэтому базовый лагерь ставят в таком оптимуме, чтобы: близко была вода, дрова и радиальные выходы к каждой из пещер – были недалекими. Надо заметить, в это время (ноябрь) здесь собирается множество спелеологов (или на сленге - «спеликов») со всех близлежащих областей – от Красноярска и Хакасии до Томска и Новосибирска. А так, как «Нанх» - одно из излюбленнейших и удобных по заброске место, то к нашему приходу – уже стояло несколько групп на лучших местечках. Поэтому наша дружная группа (а я насчитал порядка 26 человек), встала на «перекур» - поискать местечко. Дима Разваляев и Коля отправились на поиски, а остальной люд стоял на тропе, разрезая темноту леса своими светодиодными фонариками. Я сразу скинул рюкзак и сел на него – ну как-то вот так, сидя мне куда веселее и интереснее отдыхать, многие же ребята стояли с тяжеленными рюкзачищами, а кто был помоложе и порезвее – те вообще еще и устроили игру в догоняшки с рюкзаками на плечах.

Коротали ночь у костра А потом пошли на лесоповал! Панорама на наш лагерь спеликов

Спустя минут 15, наши руководители вернулись, не найдя подходящего места для бивака, ну что же, мы не долго думая стали поблизости оборудовать стационарную стоянку. Скинули рюкзаки, расчистили снег, постелили пленку, ребята расстелили свои спальные коврики и залезли в одежде в спальнички – коротать время до утра. Другая же половина тусовалась у костра, согрели чай, перекусили, и в преддверии ближайшего приключения, у многих глаза уже блестели. Как стало чуть светать, пошли искать дрова. Я был в легком шоке и восторге, когда Дима вытащил из рюкзака и собрал за считанные минуты на моих глазах бензопилу! Мы завалили несколько увесистых сушин, Дима распилил их на бревешки, которые мы «китайской» цепочкой стаскали вниз. Дров было заготовлено порядком – чтобы хватило на несколько дней для трех зимних буржуек. Тут нужно отдельно заострить внимание  - после заготовки дров мы поставили три зимних палатки, в каждую из которых ставилась буржуйка, которую принесли в разобранном виде. Коля как раз к этому походу сделал новую буржуйку, могу сказать, что она достойно справилась со своей задачей. Я раньше не ночевал в палатках зимой, да и к тому же еще с буржуйкой и если честно, сильно сомневался в способностях маленького куска железа обогреть огромную палатку на 10 человек. Я жестоко ошибался, больше того скажу – что порой было так жарко, что я раздевался до майки.

Потихоньку наладили быт, девушки как-то споро и незаметно уже сварганили завтрак, за которым и были обсуждены предстоящие планы. Тут разбились по интересам: группа Димы Разваляева решила поискать пещеру Победную – уже пару лет они не поддается поискам, «прячется». А я с группой во главе с Колей решили посетить «классику» начинающих спелеологов – пещеру Кузнецкая. После завтрака был объявлен 15-минутный сбор. За это время мы успели одеть комбинезоны (у меня в качестве комбинезона спелеолога была защита туриста-водника), захватить с собой систему обвязки, светодиодные фонарики и каски. Всего нас набралось 8 человек: 3 девушки и пять мужиков. Около часа дня мы были уже в пути к Кузнецкой, наш путь шел по накатанной зимней дороге вдоль ручья. Потом нам предстояло штурмовать этот ручей и идти в гору – искать пещеру. А почему искать? Да потому, что летом тропы видны, а зимой нет, да и конкретных ориентиров не было у этой пещеры. Уклон горы был не маленький, поэтому пришлось попыхтеть. Но пещеру никак найти мы не могли, поэтому стали делать радиалки во все стороны. После получаса безуспешных поисков, активным искателем входа в пещеру Кузнецкая остался только Коля – чувствовалась его боевая закалка. Мы, же, молодежь, немного приуныли и беседы беседовали. Потом снова начали искать, и тут слышим радостный возглас Наташи «Нашла!». Мы в рыхлом темпе через буераки и сугробы понеслись на её зов и в считанные минуты были у долгожданного входа. Как оказалось, в этом сезоне мы, скорее всего, первые шли в Кузнецкую – следов чужих рядом не было.

На выходе в Кузнецкую В поисках заветного входа в пещеру За несколько минут до "погружения"

У пещеры мы экипировались – надели каски, обвязку, фонари, проверили наличие карабинов и крепость веревки. К сожалению, у меня заглючил фотоаппарат, пришлось его тоже оставить на выходе. Кстати, у спеликов есть свои неписанные законы: можно быть спокойным, если оставил вещи или снаряжение на выходе – никто не посмеет взять чужого, также нельзя снимать чужие веревки, удалять пометки и реперы в пещерах. Действует простое правило – чужое не трогай. Поэтому мы спокойно оставили небольшой рюкзачок, в котором несли нашу снарягу.

Ну что, вот оно – мое первое знакомство с пещерами. Я заворожено стоял у входа и мысли хаотично блуждали в моем мозжечке. По традиции, перед посещением пещеры (любой) нужно передать привет Белому Спелеологу – такой обычай у спеликов, я тоже поздоровался с Белым Спелеологом. Коля дал команду – мы полезли в пещеру, сразу же включили фонарики. Так необычно – первые впечатления – будто ходишь в подвале, только пол и стены неровные. А тем временем мы в полный рост прошли метров 15-20 и остановились у первого серьезного препятствия. Хочу сразу отметить, что я не претендую на точное название всех препятствий, ходов и т.п., поэтому имейте ввиду – моими данными НЕЛЬЗЯ пользоваться, как ориентиром, они скорее носят справочных характер. А остановились мы у огромной ямы, называемой «Медвежья», глубиной метров 10-15. По легендам – разбился в этой яме когда-то медведь, такая вот байка ходит на слуху. Слева от этого отвеса была полочка, ниже нашего уровня на 2,5-3 метра, именно туда нам было надо и попасть. Тут Коля сделал «навес» - навесил веревку, для того, чтобы мы смогли спустить вниз, на эту полочку. По очереди мы встегивали свои спелео-системы и спускались на полку. До этого я всего лишь пару раз надевал систему обвязки, да и то – это было под чутким контролем друга и внимания на его манипуляции не обращал. Тут же я решил запомнить, как правильно пропускать веревку через систему, карабины и восьмерку. Коля и Ваня мне помогли в этом – и вот я пошел вниз, отталкиваясь от отвесного уступа. Я был настолько сосредоточен, что не сразу понял, когда меня окликнули. А кричали девчонки – чтобы меня сфотографировать, вот и получился я на фото испуганно-радостный ). Уже сидя на полочке я заметил, что девушки совсем без касок, а в ярких банданах. Каски они не носили – ибо уже опытные и она им якобы мешала, а банданы носить яркие в пещеру – фишка, причем, в каждую пещеру – надевают разные банданы!

Далее нам нужно было подняться на 6-метровую высоту по отвесной стенке. Тут меня поразил и восхитил Коля – без какой либо страховки он по отвесной стене быстренько залез наверх и сделал навес веревки. Мы стали по очереди взбираться вверх – тут нам понадобился жумар – специальное приспособление, с помощью которого можно лезть по веревке вверх. Выход по стенке оказался не так прост для меня – пришлось протискиваться сквозь узкие проходы, продираясь вперед, тут я и понял, что приключения начинаются. Ваня мне здорово помогал советами – где схватиться рукой, куда поставить ногу и т.п. Уфф, вылез наконец, тут взору открылась интересная картина – вперед уходил ход в виде трубы диаметром метра полтора, а внизу трубы – щель глубиной от 5 до бог его знает скольки метров и шириной достаточной, чтобы туда свободно проходил человек. Впечатляет. Тут я понимаю, что если в эту щель упасть, то будет «немножко больно», вплоть до смерти, да и перспектива даже простого заклинивание в щелочке – тоже не особо веселая. Но жажда интереса и адреналиновая страсть двигали мое тело вперед, а остальные участники команды были настолько беззаботны, будто не подвергаются опасности, а вышли на прогулку на набережной )). В этой «трубе» я освоил навыки хода распором «задница-ноги», «спина- ноги» и прочие вариации с подключением рук.

Коля-первопроходец Для Даши эта пещера - тоже первая Я - радостно-напуганный Где-то в "трубе", внизу бездна...

Далее мы дошли на грота и пошли в ход, к какой-то Виолетте. Я всё не мог понять, почему Виолетта, сказали – увидишь, поймешь. И вот я дополз до гротика, можно сказать комнатки где увидел следующее: на полу в натуральный рост из глины было выла вылеплена женская фигура со всеми анатомическими подробностями, у которой на голове красовался настоящий противогаз. Зрелище восхитительно и задорное – я конечно, сфотографировался с Виолетточкой. Коля-младший (сын Коли старшего) тем временем разведал грот Рыбка – говорят, что там бывает озерцо и кто-то давно туда принес игрушку в виде рыбки. На этот раз рыбки не оказалось, может уплыла? )).

А наш маршрут шел дальше – к «Червячку». Много раз ребята упоминали это название, мне не терпелось узнать, ну что же за «Червячок» и в чем его изюминка. Впереди предстоял распор и идти вверх, тут то и пригодились силенки, но еще нужна и сноровка. Меня поражали девушки – они легко и непринужденно передвигались в пещерах во всех плоскостях, я не стесняясь высказал им свое восхищение. Ну вот, напыхтевшись вдоволь, я наконец-то вылез к этому Червячку. Я увидел какую-то дырку вглубь, но у меня даже мысли бы не возникло, что в эту дырочку еще и можно залезть, настолько она была мала. Ан нет – уже внутри Червячка девушки что-то бурно обсуждают. У входа стоит Коля, читая его взгляд, понимаю, что и мне всяко придется туда лезть. Но то, что я услышал, меня шокировало, а Коля сказал следующее: «Нужно лезть вперед ногами». Во-первых, тут и ноги-то хрен закинешь – вниз уходит отвесная пропасть, а перед входом всего лишь пятачок, где может стоять всего 1 человек, если сорвешься – черепиной как раз долетишь до самого низа, будут потом останки из каски вышкребать)). Во-вторых, лезть вперед ногами – для меня изначально как-то непривычно. Но иначе в Червячок не залезть – структура этого хода такова, что в нем нужно развернуться, т.е. как червяку прокрутиться. Ну что же, я скинул свою куртку от защиты водника – она мне сильно бы помешала и начал помаленьку закидывать ноги, а руками распираться, чтобы не упасть в пропасть. Коля тем временем мне всячески помогал советами, что очень хорошо помогало. Ну вот я закинул ноги и «погрузился» в то место Червячка, где нужно очень хитро извернуться – иначе просто физиологически не выкрутиться, ну если только у кого колени могут гнуться в обратную сторону)). После некоторого времени (может минуту, а может и несколько – там времени не замечаешь) я все-таки смог провернуться в Червячке и направил свое тело в правильном направлении. Так получается, что в Червячок влезаешь вперед ногами и на спине, а вылезаешь уже на животе и вперед головой – проворачиваешься вокруг оси, поэтому, собственно и «Червячок».  Урра, я в Червячке (еще называют этот ход «Система Кротова»). Отдышался, перевел немного дух. Осмотрелся, я оказался в небольшом гротике где можно только сидеть, да и то не более, чем пяти спеликам, маленький гротец. Дальше ходов никуда не было – тупик, т.е. залез я сюда просто ради удовольствия и нужно убираться восвояси – двигаться в обратный путь. Но не тут-то было: Червячок не хотел меня отпускать и я застрял именно в ключевом месте Червячка – где нужно искусно извернуться. Сначала я пыхтел, старался, потом выбился малость из сил, потом чуть стал даже психовать, но больше всего в этой истории меня поразило невозмутимое спокойствие Коли, наблюдающего за моими жалкими потугами. Я уже даже чего-то там матерился. И пришлось с мычанием бычка пытаться вырваться из плена Червячного, не помогало… А он мне спокойно объяснял в духе: «Дима, вот сейчас ты поймешь, на что способно твое тело, как оно может изгибаться, помимо того, ты научишь свой мозг правильно мыслить в таких ситуациях». Спасибо, Коля, ты мне очень помог! И действительно, я стал мыслить тупо физиологически: если чуть приподнять задницу, то можно «подтянуть колено», если продвинуть вперед плечо – то можно «подтянуть» задницу и т.п. Спустя несколько минут, не видя ничего от собственного пота, который ручьем бежал со всего тела и головы в том числе, я вырвался из заточения Червячка. Я был рад от всей души, что я не останусь на веки вечные в этом Червячке и возглас, сродни кличу Тарзана огласил своды пещеры, когда моя туша вывалилась из этой «дыры». Наверное, кому-то будет смешно читать эти строки, но это мой первый шкуродер, и вот такие веселые были у меня от него впечатления.

Виолетта! Наташа бесстрашно верхолазит Ваня штурмует очередную узость Тот самый "Червячок"

Обратный путь был тоже интересен – в «трубе» (в которой идти надо распором «спина-ноги») нам встретилась группа из Новокузнецка – с ребятишками лет по 12-14. Я был в некотором шоке, что таких маленьких детей водят в пещеры, мне и сейчас кажется это очень опасным. Но как объяснил Коля, у детей очень хорошо срабатывают инстинкты – на распор, чувство высоты и опасности, поэтому то, что мы встретили таких молодых спелеологов – норма, а не исключение. Но я, в чувствах, что-то сказал в духе, что нефиг тут им делать, в чем был, конечно неправ. Коля потом тактично мне заметил, что нельзя в пещерах панику наводить, тем более в присутствии детей. Ну а для того, чтобы наши группы смогли разойтись в этой самой «трубе», нам пришлось поджаться в верхнюю часть трубы, а группа новокузнечан быстренько проскакивала по нижней части. Чтобы не терять времени, мы начали одевать свои системы для спуска, честно говоря, зрелище еще то – помимо того, что нужно быть в распоре, заодно и одевать на себя снарягу, прям как крабики на дискотеке – то одну ногу поднимем, то клешней разопремся).

Спуск на полочку перед «Медвежьей ямой» прошел гладко – по очереди спустились вниз, мне очень понравилось! На полочке встретили группу ребят лет по 22-27 из Абакана, среди них была еще и девушка. Экипированы ребята были «с иголочки», все в спелео-комбинезонах, с транспортниками, новенькими веревками, мы с немного разговорились, даже посмеяться успели. Но тут случилась небольшая авария: в подъеме на веревке «зависла» Даша. Никак не удавалось ей выбраться наверх. Тут нам очень помогли абаканцы – один из них (без страховки) легко пролез мимо Даши наверх и уже оттуда вытащил Дашу. Все обошлось, тут еще раз мы удостоверились в том, как дружно туристическое братство  и хоть спешили абаканцы на свой маршрут – помогли нам, спасибо, ребята!

Ну вот подошла и моя очередь ползти вверх на жумаре. Тут я, видимо так устал, что не мог выбраться сам: испыхтелся, пот лил градом, но никак не покорялся камень перед выходом – ну не мог я на него выбраться. И тут Коля-младший протянул мне руку помощи. Когда я вылез наверх, моему ликованию не было предела, я радостно верещал, что пещера позволила мне уйти с миром из ее недр. Коля потом говорил, что я очень смешно смотрелся со стороны, но я действительно был счастлив, что всё прошло хорошо, так как мне действительно в некоторых моментах было боязно, а порой и страшно, а тут все закончилось – эмоции вылезли на поверхность из глубин моей души и мозжечка ).

Мы дождались, когда все вылезут с «полочки» наверх, последним, конечно, шел Коля-старший, наш руководитель. Последние 15 метров перед выходом я чуть ли не бежал – и вот я уже стою на свежем морозном воздухе и с упоением глотаю его жадно всей глоткой. Тело в блаженной неге, голова чуть «плывет», эх, хорошо-то как! Мы с Колей задержались у входа, встретив еще двоих спеликов, а остальные ребята рванули в лагерь, т.к. уже темнело. Коля – мудрый «воин» и взял с собой на выход из пещеры  немного бальзамчика мариинского. С удовольствием пригубили, закусили хлебом-колбаской, ляпота! В такие моменты жизнь становится еще краше и ты осознаешь очень остро, как прекрасно человеческое бытие…

А пока оторвемся от философии и продолжим: мы уж собрались спускаться вниз от пещеры по склону, как я случайно задел ногой сумку с фотоаппаратом, которая по закону подлости, тут же набрала огромную скорость на уклоне – и полетела вниз. Я не боялся, что фотоаппарат разобьется – сумка была добротная, с ребрами жесткости, а вот зарыться в сугроб или забиться под бурелом сумка могла запросто. Я Коле крикнул, что его жду внизу, а сам сел на задницу и лихо покатил вниз за сумкой, которая уже скрылась из вида. Благо, за свою пятую точку я не переживал – на мне была надежная защита водника, у которой на попе были хорошие усиления. Поэтому, своей задницей я даже ломал мелкие сучки – не переживая за последствия). К счастью, сумка лежала на тропе, остановленная огромным сваленным деревом. Я дождался Колю и мы счастливые побрели в наш лагерь, наперебой делясь переполнявшими нас чувствами…

В лагере вовсю кипела жизнь: девчонки по кухне, парни перекололи все дрова – и они лежали аккуратными поленицами возле каждой палатки. Возле костра, конечно, самое оживленное место, может потому, что здесь тепло? ). Тут нас ждали радостные вести – группа Димы Разволяева наконец нашла пещеру Победную, которую искали более пяти лет! Это, несомненно, большая удача!

Именинница в огнях Праздничный торт Арбуз зимой - просто экзотика!

Сегодня вечером было намечено справлять День Рождения Насти Сенчуковой, ей исполнилось 19 лет! Я был в радостном предвкушении и диком восторге, когда увидел на нашем столе несколько тортов! И это в условиях похода, чудеса да и только! Стали поздравлять, дарить подарки. И Насте подарили, вы не поверите – огромный арбуз! Это же надо было его еще везти в поезде, тащить да сюда, я не успевал восторгаться! А потом был мини-салют, бенгальские огни… Празднование ушло далеко за полночь и перебралось дружно в палатку. Пришел поздравить Настю и Юра – широко известный в узких кругах мужик, МЧС-овец. С ним был его брат Виталя, как в последствии оказалось – очень интересные и веселые братья. А гулянка тем временем продолжалась – пели песни под гитару, усугубляли в перерывах )). Спать я пошел поздно…