Сайт Борзые Караси (логотип)

Поднебесные Зубья (зима)

Фото

2 января

Давно мной “вынашивалась” мысль съездить на Поднебесные Зубья зимой – пожить там несколько деньков вдали от городской суеты. В результате долгих перипетий, думаний и прочих откорячек, в поездку отправились следующие товарищи: Юрка Груздев, Оля Груздева, Света Горковенкова, Костя Анкудинов, Вера Шестакова и я, ДХ (Дмитрий Хатов).

В поезде Кемерово - Таштагол

А поездку мы запланировали аккурат на январские праздники с 2-го по 7 января. С Костей предварительно закупили все продукты (как в последствии оказалось, слишком много закупили – пришлось много везти назад). В день отъезда собрались у меня дома, маленько посидели-похохмили и выдвинулись в путь к ж/д вокзалу. Успешно распределившись по местам в поезде (Кемерово-Таштагол, отправление в 20-30), стали травить рассказы о том, о сём.

3 января

Этот доим, будто из сказки Косогор и небеса

Рано утром прибыли в Новокузнецк, купили билеты на электричку. Туристов, как ни странно, было много – все куда-то спешили, суетились, гремя лыжами и рюкзаками. Мы встретили одну знакомую группу, перекинулись парой фраз – куда да чего )). Сели в электричку и покатили, наши сразу отрубились и до самого Междуреченска давили храпака. В Междуреченске в шустром режиме (тьма туристов сильно мешала пробиться в нужном направлении) перепрыгнули на электричку до Лужбы (Междуреченск-Бискамжа).

Ну вот и Лужба! Окрыленные, мы десантировались с электрички и сразу изумились – таких туристиков, как мы, с «пакетиками» оказалось около пары сотен. Тут же на станции уже поджидали снегоходы – поколымить на заброске рюкзаков и снаряги. Я отчетливо запомнил, что было холодно -36, дул пронизывающий ветер в лицо и все время какая-то собака-лайка лаяла и кидалась на туристов, на меня в том числе. Мимо пролетали снегоходы к приютам, груженые рюкзаками, к ним цеплялись сноубордисты. А мы пёрли рюкзаки, дубея с каждым шагом – тем более шли вдоль реки и по реке (Томи), а с реки, как известно – шибко дует, я сказал бы даже – задувает )).

Такой морозяка. аж ресницы подернулись льдом!

Дошли до поста МЧС. Тут долго не могли нам дать внятного ответа – куда идти и что делать. Потом я, Юра и Света пошли к приюту Кузбасский. Тут и состоялась наша встреча с Михаилом Михайловичем Шевалье. Он стоял возле приюта и встречал гостей. которые пожаловали на его вотчину. Узнав, кто мы, откуда и куда хотим идти – он был крайне удивлен, почему же мы его не предупредили о приезде. Мы, в свою очередь, всячески мазались и сказали – ну первый раз, не знали как принято. Но тут, узнав что мы хотим заказать у него снегоход (для заброски рюкзаков) Михал Михалыч разомлел, сразу нашел для нас местечко на втором этаже приюта, скомандовал – и нам тут же налили целый котелок кипятка.

Какие было блаженство попить горячего чаю в теплом домике! Но время не ждет и через час-полтора, мы уже выдвинулись на Рубановский стан, оставив рюкзаки (которые потом должен был подобрать снегоход и привезти их за нами).   Морозяка не утихал -36, я сколько успел – фотал красоты и нашу группу. Потом аккумы замерзли и нам пришлось лицезреть красоты Кузнецкого Алатау только своими глазами )). А здесь и на самом деле – очень красиво.

Приют Рубановский стан

По пути нам попадалось много туристов – все на лыжах, кроме нас, ну конечно – нам всегда нужно отличиться . Встретили мужика на упряжке с лайками – он вроде решил всю Сибирь проехать на упряжке. На мосту у талькового карьера замешкались – было две дороги – а какая нужная – неизвестно – тут лето тропы по другому были проложены. Решили перейти мост и идти по тропе слева – и не ошиблись! Вот дошли до Алгуя – отдохнули, а то Оля с непривычки устала. Передохнув, тронулись дальше.

Примерно через пару часов нас обогнали на снегоходе с нашими вещами и минут через 15 мы наконец-то увидели долгожданный Рубановский стан. Тут нас встретил приютчик Саша – тот же который и был в прошлом году. Вместе с ним хлопотала по хозяйству Света – его жена.  Мы с комфортом устроились на втором этаже приюта, попили чайку, сварили ужин. Вечером решили сходить в баню. В течение дня общались с соседями, приютчиками да по хозяйству.

Багряный Пик Дураков

Вечером пошли в баню (сначала парни). Баня большая, поэтому протопить ее было сложно – но мы все же ее так накочегарили – мама не горюй! Парились-мылись долго, около 3-х часов, обтирались снегом. Познакомились с парнем Пашей, много говорили с ним на разные темы. Потом он пришел к нам в баню с флаконом кедрового бальзама, который мы там же и приговорили. Когда пришли в приют – девчонки на нас обиделись – что мы так долго их не пускали в баню, но они оторвались на следующий день – тогда они пошли первыми. Вечерком еще посидели-погутарили. Соседняя группа из Томска (много ребятишек) смотрели на ноутбуке какой-то фильм. Потом повалились спать.

4 января

Утром проснулся от того, что говорили: “Дурачок потерялся!”. Какой дурачок – я так и не понял – думал, может кто-то из ребятишек пошел погулять. Как оказалось в последствии, “дурачок” – это Пик Дураков – гора, которая видна с приюта, а “потерялся” – спрятался за облаками )). В этот день у нас было запланировано восхождение на этот самый Пик Дураков. На самом деле пиков Дураков 3 (а по некоторым данным – 4). Мы решили покорить Первый – самый низкий и самый близкий.

С Костей замутили варево – рис с рыбой, откушали от души и решили в путь отправляться. Всего охотников, жаждущих путешествия на Пик оказалось трое: я, Костя и Вера. Как сейчас помню – погодка шептала и мороз спал до -19. По тропе, набитой лыжниками и такими же пешеходами, как мы, пошли потихоньку вверх. Красота – неописуемая: пики, перевалы, сосны, березы и воздух! Забрались уже так высоко, что приют казался маленькой точечкой сверху. По дороге не забывали фотаться и фотать природу во всей её красе. Встретили несколько туристов, уже спускавшихся – говорят – на верху буран и до пика не пошли.   Вот стали заканчиваться деревца и пошли всё больше валуны, курумник. Ветер стал нарастать, снег так и сыпал в глаза. Костик предложил любезно вере свой подшлемник – кстати, классная вещь – прекрасно защищает от ветра и снега. Я сделал подобие фильтра на нос и рот из своего галстука, как у ковбоя )).    Вдруг из-за пелены падающего ветра, прямо с вершины на нас выкатили 2 сноубордиста – это парни из Новосибирска, живущие с нами на приюте. Мы с ними перекинулись парой слов, а потом они с гиканьем и улюлюканьем понеслись вниз, разрезая пласты снега и лавируя между деревьев. В эту минуту нам так хотелось тоже прокатиться, эх!

Покорители Пика Дураков Спецназовцы отдыхают :-) Где-то на склоне...

Мы осилили еще несколько сот метров. Следы стало заметать буквально через пару минут, ветер страшный, снег – и вершины не видно. Тропы нет – полезли по сугробам, но нам эта затея не понравилась – решили что с нас хватит и пора спускаться.  Спустились гораздо быстрее, чем думали. В приюте попили с удовольствием чаю. Вечером играл с одним из мальчиков Томской команды в шахматы. Поддаваться не стал, поэтому пришлось 3 раза выиграть )). С Юрой заранее сделали пихтовых веников для себя и девчонок. Девчонки пошли первые и парились часа полтора – загасили всю баню – пара совсем не было, полухолодная. Пришлось нам ее заново раскочегаривать. Но попарились хорошо всё же!

Вечером пили Веркин спирт разбавленный (вещь мощная), общались друг с другом и с соседями-туристами. Потом я с барского плеча презентовал ребятишкам из Томска банку сгущенки. Они эту банку стали распивать втроем-четвером, скрыв это от товарищей. И тут начались разборки: руководитель томских ребят ругал их за крысячество, а Костя ругал меня за то, что я сподвигнул на это ребятишек. Ну кто же думал, что всё так обернётся?! Вечная проблема – хотел как лучше, а получилось как всегда )). Потом этот случай частенько вспоминали. Вечером трещали до тех пор, пока кто-то на нас не гаркнул, дескать, спать пора - заснули махом.

5 января

Проснулись около 9. Перекусили и наметили план – сходить сегодня до приюта “Куприяновская поляна”. До Куприяна решили идти все – тем более дорога туда была под горку. Выдвинулись. По дороге много фотографировались, кидались снежками, кидали друг друга в сугробы. Путь был легкий, всем было весело. С Юрой изредка прикладывались к бутылочке с разбавленным спиртом.

Природные причуды Сквозь кромку льда... Одна из проталин на Куприяновском ручье

Еще раз поразились местным красотам: торчащие ввысь пихты на склоне холмов и все это под блестящей аурой снега… Красота…  Прошли мимо всё тех же сноубордистов – они строили себе трамплин на склоне. Снегоходный тракт вился между хребтов, вдоль Куприяновского ручья среди тайги и сугробов. Кое-где были проталины – и мы видели как чистейшая вода бьет из недр сугробов наружу. Я поупражнялся с фотоаппаратом – делал разные снимки в разных режимах.

Ну вот из-за поворота показался домик Куприяновского стана, мы этому обрадовались, как дети. На приюте на встретил Вадим, я с ним знаком еще с прошлого лета. У него в приюте никого не было – он скучал и поэтому был рад с нами поболтать, а он до этого дела большой охотник )).    Вышли на Казыр – пофотались на его просторах. Обещали фотокарточку передать Вадиму этим летом, когда будем сплавляться по Казыру, в июне (Кстати, когда были в июне – уже приютчика этого не было, но мы честно оставили на память фото, как и обещали). Попрощались и пошли в обратный путь – к Рубану (Рубановскому стану). Только вот дорога теперь посложнее – все время в гору, но за разговорами и любованиями местными красотами время летело быстро и ненапряжно было идти.

На приюте Куприяновская поляна (Куприян) с приютчиком Вадимом

Вышли к трамплину сноубордистов – они как раз его закончили. Посмотрели и засняли на видео красивейший прыжок с высокой амплитудой одного из парней. Уже через час сидели и пили чай на приюте, закусывая печенюшками.  Вечером в 23 пошли париться с Юрой в баню. Парились до 4-х утра при свете свечей, порой выбегая голышом на улицу чтобы искупнуться в снеге и наколоть дров. Заснули махом.

6 января

Сегодня у нас по плану был обратный путь домой. Выдвинулись около 10. Пошли налегке – наши вещи повезут на снегоходе. Обратный путь был быстрее и легче – шли всё время под гору, общались и шутили. По дороге попадалось много туристов – все на лыжах. Было тепло – я шел даже без варежек – около -15. По дороге наш снегоход сломался, который вез вещи и ему на помощь поехал другой снегоход, но тем не менее мы попереживали немного )). Дошли до Кузбасского приюта примерно за 2 часа. На приюте нас встретил Михал Михалыч, накормил гречневой кашей и напоил чаем. Обменялись с ним координатами-телефонами. Звал нас на Зубья летом.

На станции Лужба в ожидании поезда

Потом побрели в Лужбу на электричку, тут  уже стояло много народу. На электричке успешно докатили до Междуреченска, там переехали на автовокзал и на автобусе до Новокузнецка, в Новокузне загрузились на абаканский поезд. Я быстро вырубился, а ребята еще гудели с какой-то компашкой.   Рано утром мы уже были на перроне вокзала г. Кемерово, откуда все и покатили по домам!

Выводы и рекомендации.

Классно отдохнули на новогодних каникулах на Поднебесных! На будущее – нужно брать с собой лыжи, иначе (если не было бы наста) – пришлось бы или возвращаться или идти по грудь в снегу )). Часто выручали налобные фонарики! Продумывать продуктовую базу нужно качественней – мы оставили больше половины продуктов на приюте – взяли слишком много. При стуже помогает здорово маска-подшлемник (как у ОМОНовцев). Надеюсь, на следующую зиму  опять вырваться в эти упоенные места!