Сайт Борзые Караси (логотип)

Сплав по Золотому Китату 2005

Фото Лоции

На берегу Золотого Китата До старта остались считанные минуты! Вид на Золотой Китат с лодки

10 июня мы ждали с огромным нетерпением! Именно в этот день 2005 года было запланировано грандиозное мероприятие – сплав по реке Золотой Китат!. К этому сплаву готовились заранее: приобрели для девушек спасательные жилеты (на всякий случай), купили лодку-плот «Идель», специально заказанную в Уфе, которая могла выдерживать груз аж до 660 кг и имела надувные дуги для установки тента. Дима достал карты реки с обозначением всех наиболее значимых мест, купили накомарники, страницы Интернета по этому вопросу были зачитаны до дыр. Андрей Новиков (коллега Димы) четырехкратно сплавлялся по Золотому Китату, у Андрея были расспрошены и выведаны многие нюансы и подробности по сплаву на Китате. Заранее были составлены списки необходимых продуктов, состав аптечки, ремкомплекта, инструмента и прочей амуниции. За неделю до сплава. были куплены консервы, крупы; а в день отъезда – зелень и хлеб.

В пятницу, после работы, к нам пришли Женя Кучинский с Аленой. Спустив все вещи вниз, Дима остался ждать возле подъезда Андрея Сухих с Верой, которые должны приехать на машине помочь увезти все вещи на вокзал. А я, Женя и Алена поехали на вокзал, там случилась небольшая заминка, которая положила веселое начало нашего путешествия. Объявили посадку, а наших все нет. Сотовых тоже нет – все в багаже. Что делать? Мы до последней минуты ждали и уже намеревались задержать автобус, как появился Дима – весь мягко говоря сердитый, и Андрей с Верой с другой стороны. Выяснилось, что машина на которой должны были приехать Адрей и Вера, сломалась по дороге. Дима ждал у подъезда до последнего, а потом чудом пойма такси, на которой и приехал со всеми нашими вещами. Наша экспедиция на Китат чуть было не провалилась, но удача была на нашей стороне!  Мы сели в автобус, и еще некоторое время слышался голос Димы, грузившего вещи в багажное отделение. А потом все превратилось в шутку и мы весело ехали в автобусе, предвкушая наше путешествие. Высадились на Мариинской трассе у деревни Большая Златогорка, как раз недалеко от пересечения трассы с Китатом.

Место первой ночевки Первый улов! Стоянка на обед во второй день

На берегу сразу стали готовиться к сплаву: парни надували лодки, девушки расфасовывали вещи и активно использовали репелленты, так как комары уже давали о себе знать. Особенно сильным убойным средством для докучливого гнуса оказался репеллент “Аутан”-карандаш, который нам настойчиво советовал Андрей Новиков. Через час мы были готовы. Привязали грузовую лодку к пассажирской, разобрали весла, надели накомарники и отплыли. Метров через 50 мы врезались в кучу кустов посередине реки, при этом Андрей потерял весло, которое застряло в этих самых кустах. Веселое начало! Вызволив весло, мы поплыли дальше. Забегая вперед, хочется сказать, что мы быстро освоили технику гребли и больше не врезались в берега, благодаря грамотному командованию Димы и слаженности команды. Уже через полчаса мы лихо обходили все коряги и корни на поворотах, а поворотов было очень много.  Золотой Китат – это неширокая и неглубокая река, чередующая в себе спокойные плесы и небольшие перекаты, очень извилистая, порой повороты были под 180 градусов. В первый день мы проплыли немного, часа полтора-два. Выбрав понравившееся место, мы пристали к берегу с высокой травой и крутым подъемом. Разгрузили лодки и вытащили их на берег, положив вверх дном для просушки. Наверху была площадка, где мы расставили палатки и разожгли костер.  Все занимались делом – девушки готовили ужин, мальчишки искали дрова и ставили палатки. После ужина Дима и Женя пошли рыбачить, а Андрей занялся рубкой дерева. Андрей всё мечтал завалить дерево и надо сказать, осуществил свою мечту, не нарушая живой ландшафт природы – дерево было мощное, но сухое. Девушки устраивали ночлег и обрабатывали территорию и вещи от клещей. В итоге через час было поймано 6-7 небольших рыбок (чебаки, пескари и ёрш) и свалено сухое дерево. К ночи комары совсем исчезли. Мы посидели у костра, беседуя на тему аптек и отпуска лекарств (Вера и Андрей работают в аптеках), потом Андрей с Верой остались дежурить, а остальные отправились спать в палатки. На ночь Дима поставил жерлицу – насадил на крючок-тройник пескарика – вдруг большая рыба клюнет…

То самое загадочное Черное Озеро Бравая четрёрка "кормовых" Золотые песчаные пляжи

Часов в 6 мы с Димой сменили дежурных, которые пошли спать, а сами стали готовить завтрак. Добавили в котелок с кипятком 2 банки тушенки и лапшу Роллтон, присыпав все зеленью. Получилось очень аппетитно, наше варево мы прозвали “хитрый супчик”. Пол восьмого, разбудив всех, позавтракали и стали собираться в путь.  Пескарь был, скорее всего, премудрый, т.к. жерлица поутру была пуста J Свернули палатки, упаковали вещи, затушили костер, отпустили рыбок и весело поплыли дальше, дружно  и бодро работая веслами. По реке в лучах восхода стелился туман, кругом чирикали пичужки, на небе – ни облачка, погода обещала быть жаркой. Вставало солнце и освещало вокруг горы, деревья, реку. Было очень красиво вокруг! Пейзаж просто сказочный, и мы фотографировали все вокруг, не жалея пленки. По дороге набрали воду из родника, которых здесь множество и найти их просто – они дают знать о себе, сильно журча при впадении в реку. В одном месте чуть было не порвали лодку – под водой были вбиты деревянные штыри – кому и зачем – так и осталось загадкой. Так проплыли мы до часу дня, разговаривая, смеясь, любуясь красотами гор и тайги, весело катясь по перекатам и быстро проходя на вёслах плесы.

На обед остановились на небольшой галечной косе. К тому времени стало жарко и мы переоделись  в легкую одежду, раскрыли пляжный зонтик, разожгли костер, приготовили обед. Андрей с Димой купались – надо заметить, что река к этому времени вполне прогрелась. Через полтора часа мы были снова в пути. Изредка попадались рыбаки, с которыми перекидывались парой стандартных фраз – “Куда, как давно, всего доброго”. Пока мы даже не могли определиться где находимся по карте, один рыбак нам сказал что к Черному озеру мы сегодня вряд ли попадем, только если будем усердно грести. Черное озеро – это половина пути. Увидев c лодки на скале памятник, сделанный в виде носа байдарки, мы остановились там посмотреть, что это за место. Памятник был поставлен молодому парню, он погиб, разбившись об эту скалу во время вешнего сплава на байдарке. Женя и Дима забрались на гору, и запечатлев всех во всех видах, мы снова сели в нашу верную лодку. Мы снова в пути – проплывая целые поляны огоньков, которые затесались среди скал. Часто встречали камни посреди реки, на которых непременно сидела какая-нибудь птичка, вереща, когда мы приближались слишком близко к “её” камню.

Утро туманное... Железный дровосек Скалы попадались всюду, пока шел наш сплав

Во второй половине пути мы опять набрали родниковой воды и пристали к берегу уже на закате вечера. По карте мы находились где-то недалеко от Черного озера и шли по графику. Расположились мы на галечном берегу, со стороны кустов, на противоположном берегу от горы и тайги. В этом месте река была узка, глубока и необычайно быстра, что усиливало ощущение прекрасной красоты этих дивных мест. Андрей, собирав дрова и хворост, словил на одежде 2-х клещей, и этот случай вернул нам бдительность – было всё и все обработано нашими “антигнусными” средствами . Дима искупался в реке, хоть комары и мошка уже “жрали” нещадно. В этом вечер у всех, кроме Димы, чувствовалась в разной степени морская болезнь – кружилась голова, немного мутило. Поужинали у костра, поболтали до часу ночи, и пошли спать – тут же отрубившись. Дежурные были Дима и Женя. Под утро они сменились на Андрея и Веру. Утром, после завтрака и непродолжительных сборов, мы снова гребли по Китату, привычно сидя на своих местах и орудуя веслами.

Придумали название нашей лодке – Голубой Кит (лодка была голубого цвета, а Кит – скорее потому, что чувствовалась мощь и надежность нашего сплавсредства), а грузовой дав имя Черножопик, но потом сменили на Нигер. Нигер неотступно следовал за нами, иногда тормозя и мешая плыть по прямой, но исправно неся в себе гору рюкзаков и сумок. На перекатах его подтягивали наши кормовые гребцы – Андрей и Вера, которых мы прозвали “галёрка”. Через некоторое время мы увидели родник, набрали воды, а потом пристали к берегу, увидев тропинку  к берегу, и по Диминому чутью поняв что там – Черное озеро. Так оно и оказалось. Немного мрачноватое местечко, озеро находилось в зарослях кустов и деревьев, и его вода действительно казалась черной. И было много комаров. Мы покинули это место и поплыли дальше, не забыв сделать парочку кадров на память. Следующим нашим ориентиром в пути была Лысая гора. Пейзаж сменился на полевой и кустистый, а сама река стала шире и тянулись сплошные плесы. Иногда дул ветер, причем всегда навстречу нам и приходилось грести изо всех сил, преодолевая это препятствие и проплывая плесы. Сегодня было тяжелее плыть: хотелось спать, солнце жарило нещадно, и мы сделали вынужденную остановку на песчаном пляже. Песок был горячий и приятный. Дима пытался в крупинках песка найти частички золота – ну не зря же Китат Золотой, но как он не просеивал песок – самородка так и не нашел. Отдохнув на пляже, полежав на песочке и пофотографировавшись, мы набрались сил и отправились дальше.

Новониколаевский каскад порогов Сильная половинка сплава Знаменитые девушки с веслами!

Проплыли мимо Лысой горы, потом  начались поля и бывшие деревни. Тут мы увидели людей, впервые за двое суток. Мы приближались к поселку Яя – наша конечная точка пути. Река стала заметно грязней, шире и тише. Тут и там бродил скот. Под палящим солнышком мы разморились и отдыхали в лодке, грызя сухари, лакомясь изюмом с курагой и смеясь по любому поводу. Дима с Андреем купались в речке, то и дело подныривая под лодками и толкая их. Вот мы и проплыли слияние Золотого Китата и  Алчедата – мелкого, но шумного притока. У Новониколаевки, на закате солнца мы сделали ночлег. Вода в реке здесь была уже не та, что раньше – грязная и испорченная людьми. И берега уже не такие живописные. Мы с Димой остались дежурить у костра. Ночью видели полет совы через реку – быстрый и бесшумный. Потом нас сменила Алена, а ее Андрей с Женей. Утром, плывя дальше, мы миновали 3 ЛЭП 500 кВ, которые шли от ПС Ново-Анжерская и жутковато трещали над головой. А потом начались сплошные перекаты и даже порожки. Было весело! Правда, камня-убийцу мы так и не заметили, который был отмечен на карте крестиком, но теперь приходилось все время всматриваться вперед, избегая камней, часто попадавшихся на пути. Характер реки на этом участке приобрел статус горной – и мы только успевали грести и лавировать между протоками, камнями и мелями. В одном месте “нырнули” c 35-сантиметрового порога, зачерпнув носом около ведра воды.

У места впадения Золотого Китата  в Яю Сборка судов. Пора домой, ребята!

Потом мы достигли место впадения Золотого Китата в р.Яя – дальше уже плыли по Яе. Увидев в деревне колодец, мы набрали колодезной воды в бутылки. Яя – это река без течения, скучная и длинная. Осторожно миновали старый мост – кругом было много арматуры, опасно торчащей из воды. Один раз Дима даже вышел на берег и тянул лодки за веревку, т.к. был ветер прямо в нос – и грести не было ни сил, ни желания. Расстояние от железнодорожного моста до автомобильного тянулось долго, хоть и было там около 4-5 км. И вот он – автомобильный мост, финиш нашего путешествия. Мы приплыли по графику, не поймав клещей, не проткнув лодки, с отличным настроением и приятной усталостью.

Привычно разгрузив быстро лодки, разложили вещи для просушки, стали потихоньку собираться. Покупались, во время чего заодно помыли лодки. Здесь уже работала сотовая связь и ребята позвонили родителям – успокоили их, что всё прошло прекрасно и поделились своими впечатлениями. Через полтора часа, как пристали, за нами приехал водитель Владимир из Кемерово (хороший такой мужик - надежный, мы часто пользуемся его услугами), а за это время мы высушили одежду, лодки, все вещи. Счастливые и полные восторга, мы, меньше чем через 2 часа, были в Кемерово.